Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Битва при Иссе (мозаика)

Александрова мозаика — наиболее известная античная мозаика с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III, вероятно копия с картины Филоксена из Эретрии или Апеллеса. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum».

Обнаружение и сохранность

Александр на мозаике

Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около 1913 мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в 2005 выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

Изображённый на мозаике линоторакс (доспех) Александра реконструирован в фильме Оливера Стоуна «Александр». Доспех украшен на груди горгонейоном, изображением головы горгоны Медузы. Часть мозаики, где изображены телохранители Александра из гетайров, не сохранилась, и только беотийский шлем гетайра с позолоченным венком передает внешний вид прославленных античных всадников. Также повреждён фрагмент с изображением штандарта персидских войск.

Иконография

Мозаика изображает сражение между Александром Македонским и персидским царём Дарием III. В композиционном отношении в центре картины доминирует Дарий. Взгляд его широко раскрытых от ужаса глаз направлен влево, где копьё Александра пронзает одного из телохранителей персидского царя. Правой рукой умирающий ещё пытается обхватить смертельное оружие, словно хочет вынуть его из своего тела, но его ноги уже подкашиваются, и он опускается на своего истекающего кровью вороного коня. Сам Дарий с растерянным лицом, безоружный, пытается развернуть свою колесницу. Его протянутая с сочувствием, но тщетно правая рука и отчаянный взгляд адресованы смертельно раненому воину, который бросился между ним и атакующим Александром. Однако и взгляд, и жест Дария в равной мере относятся и к приближающемуся Александру. Сам персидский царь уже перестал бороться и поэтому становится пассивной жертвой в атмосфере всеобъемлющего ужаса.

Македонский царь, наоборот, самым активным образом предопределяет события на поле битвы. Александр без шлема, в роскошном льняном доспехе, верхом на своём Буцефале он пронзает тело врага копьём, не бросив даже взгляда на свою жертву. Взгляд его широко открытого глаза сосредоточен на Дарии; даже взгляд Горгоны на его горгонейоне обращён в сторону испуганного врага, словно стремясь ещё больше усилить это мощное гипнотическое воздействие.

Портрет Александра соответствует так называемому лисипповскому типу, к которому причисляют, например, и статую головы Александра из Лувра. Здесь отсутствует традиционная идеализация Александра, который зачастую изображался с длинными локонами и полными, мягкими чертами лица как воплощение образа Зевса, бога Солнца Гелиоса или Аполлона.

Вокруг Александра по похожим на колпаки шлемам можно распознать лишь несколько македонян — в том числе и из-за разрушения мозаики. Однако преобладающая часть картины — примерно три четверти всей площади — отводится персам. На персах надеты характерные для Центральной Азии доспехи, похожие на чешую или панцири из пластинок. Они закрывают всё тело и состоят из железных или бронзовых палочек прямоугольной формы, стянутых между собой вверху, внизу или по бокам шнурами. Изображённый под очень смелым ракурсом, один из персов пытается обуздать испуганного коня прямо перед Дарием; вероятно, этот конь принадлежал одному из павших наземь воинов. Лицо умирающего, на которого как раз наезжает колесница Дария, отражается в его щите; это единственное лицо на мозаике, взгляд которого устремлён на зрителя.

Изобразительными средствами в мозаике отражён переломный момент битвы. С одной стороны, показано превосходство Александра. Его царственная осанка и самообладание, которые находят отражение в его широко раскрытом глазе и в вонзающемся в тело врага копье, оказывают такое ошеломляющее и подавляющее воздействие на его противников, что они в панике обращаются в бегство. С другой стороны, положение тела Дария, трое борющихся перед ним персов, многочисленные копья, устремлённые под углом влево и вверх, всё ещё отражают первоначальную линию наступления персов, что отдаёт должное противнику македонян. Вместе с тем три копья у правого края мозаики намечают движение в противоположную сторону. Встречное движение этих вражеских линий повторяется, кстати, во многих отношениях в стволе и ветвях голого дерева.

Интерпретация боя в мозаике совпадает с имеющимися у нас историческими сведениями: в обоих генеральных сражениях похода в Азию (при Иссе и при Гавгамелах исход битвы Александр решал путём решительного тактического манёвра. В каждом случае он устремлялся во вражеские наступательные линии в окружении своих конных гетайров, сламывал сопротивление таким внезапным нападением и совершенно неожиданно появлялся перед Дарием, который затем и спасался бегством.

Доказательств того, что на мозаике изображён сюжет сражения при Иссе, не обнаружено (кроме схожих описаний битвы у Арриана и Курция). Возможно символический бой не привязан к какой-либо конкретной битве, но призван прославить подвиги Александра в азиатском походе, представить типологию его победы.

Прообраз

Александр разит персов на стенке Сидонского саркофага.

В смысле иконографии сходство с мозаикой имеет рельеф на царском Сидонском саркофаге (IV век до н. э.), который также изображает схватку Александра с персами; вероятно, оба памятника восходят к общему первоисточнику. Помпейское произведение считается копией мастеров александрийской школы мозаики с живописного древнегреческого полотна, исполненного в другой технике. Греческий оригинал, видимо, упомянут древнеримским писателем Плинием Старшим («Естественная история», 35.110) как работа по заказу македонского царя Кассандра, выполненная Филоксеном из Эретрии, греческим художником конца IV в. до н. э. Временная привязка создания картины, сделанная из литературных данных, подтверждается манерой исполнения с ограниченным набором использованных цветов и способом рисования, характерным для раннеэллинистического времени.

Мозаика Александра Великого, или «Битва при Иссе»