Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Вирт, Герман

Герман Вирт (нем. Herman Wirth, также известен как Герман Вирт Ропер Бош или Герман Феликс Виртор Германн) (6 мая 1885, Утрехт, Голландия — 16 февраля 1981, Кузель, Рейнланд-Пфальц, ФРГ) — голландско-немецкий этнолог и мистик, автор псевдонаучной теории о происхождении нордической расы от высокоразвитой арктической «арийской» цивилизации, теоретик и идеолог национал-социализма. Первый руководитель Аненербе.

Биография

Ранние годы

Родился в Нидерландах. Сын приват-доцента, доктора теологии, по совместительству — гимназического преподавателя, происходившего из Пфальца. Отец, Людвиг Вирт — немец, мать, Софья Хюйсберта Бош — фризка. В 1904—1910 годах изучал нидерландскую филологию, германистику, историю и музыку. В 1910 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Упадок нидерландской народной песни». В 1910—1914 годах преподавал нидерландскую филологию в Бернском университете.

В 1914 году после оккупации Германией Бельгии в ходе Первой мировой войны поддержал фламандских сепаратистов и с конца 1914 года работал в германской оккупационной администрации. Издавал газету «De Vlaamsche Post». В 1916 году получил от Вильгельма II звание титулярного профессора. В том же году женился на Маргарет Шмитт. В 1919 году был одним из организаторов фёлькиш-движения «Landbond der Dietsche Trekvogels», радикального националистического движения немецкой молодежи. Вирт был протеже немецкого кофейного фабриканта Людвига Розелиуса и находился под большим его влиянием. В 1923 году переехал в Марбург.

Деятельность в нацистской Германии

В 1920-е годах Вирт тесно общался с представителями пронацистских кругов немецкой Веймарской республики. В 1925 году вступил в НСДАП (партийный билет № 20.151), однако уже в следующем году вышел из неё, несколько позднее присоединился к марксистским партийным обществам, однако потом, в 1926 году (по другим данным, в 1934 году), возвращается в ряды национал-социалистов.

В эти годы Вирт издал несколько работ, в которых развивал «арийские» идеи.

Работы Вирта получили положительный отклик в фёлькиш-кругах, и в 1932 году правительство Мекленбурга организовало для Вирта «Исследовательский институт по праистории духа» (Forschungsinstitut für Geistesurgeschichte) в Бад-Доберане. В 1934 году Вирт восстанавливается в НСДАП и вступает в СС (членский номер 258.776).

Период «Аненербе»

Вирт достиг вершины своей карьеры в 1935 году, когда он получил поддержку руководителя СС Генриха Гиммлера и стал одним из основателей и первым директором общества Аненербе («Наследие предков»), псевдонаучной организации, занимавшейся поиском древнейшей «арийской» цивилизации в русле эзотерических представлений. В 1938 году по идеологическим разногласиям с Гиммлером, который, в частности, не разделял теорий Вирта относительно матриархата в древнем «арийском» обществе, был уволен из Аненербе. Некоторую роль сыграли и его вольное обращение с финансовыми средствами. Вирт едва не попал в концентрационный лагерь. При этом он оставался добровольным помощником общества вплоть до 1945 года. После Вирта Аненербе возглавил Вальтер Вюст (нем. Walter Wüst).

После войны

В 1945—1947 годах был интернирован американскими войсками, после чего уехал в Швецию, но в 1954 году вернулся в Марбург, где вёл приватную жизнь учёного. Идеи Вирта относительно происхождения автохтонного населения Америки в 1970-е годы приобрели резонанс у североамериканских индейцев. В 1979 году Вирта посетил Вилли Брандт, а правительство земли Рейнланд-Пфальц предложило учёному создать музей для его этнографической коллекции.

Идеи

Вирт осуществлял глобальное сравнение доисторических рисунков и орнаментов. Он произвольно интерпретировал их, не учитывая исторический контекст, и утверждал, что они являются следами первобытной письменности. Пользуясь этим «методом», способом он якобы обнаружил древнейшую «атланто-нордическую культуру», созданную «атланто-нордической расой», которая волнами распространялась из Арктики. Это «открытие» было описано им в книге «Заря человечества» («Der Aufgang der Menschheit», 1928). Согласно этому сочинению, Атлантида существовала в Арктике, а её исчезновение было следствием перемены местоположения полюсов Земли. Атлантиду населяли белые нордические «арийцы», в силу принадлежности к высшей расе обладавшие высокой культурой. После разрушения Атлантиды они переселились на юг, а их культура стала более низкой в результате их смешения с аборигенами. В этот период археологами на Американском Севере была найдена древнеэскимосскую «культура Туле» 1-го — первой половины 2-го тысячелетия н. э. Вирт произвольно датировал её эпохой позднего палеолита и относил к «нордической расе». На основе этого Розелиус заявлял: «Мы — древнейший народ на Земле». Согласно Герману Вирту, «Все современные языки и религиозные учения являются мертвым сплетением более непонятных символов и знаков, ключ к которым безвозвратно утерян вместе с полярной землей и полярной расой».

Вирт стремился обосновать подлинность фальсификации XIX века, так называемой «Ура-Линда», выдаваемой за фризскую хронику, в которой говорилось о гибели Атлантиды в 2193 году до н. э.

Был сторонником идей изначального «арийского» матриархата и первобытного коллективизма. Он утверждал, что древнейшее государство «арийцев» управлялось Великой Матерью, и считал, что нодической расе нужно искать спасение в возвращении к порядкам древнего материнского права (Das Mutterrecht). Первобытную «нордическую культуру» Вирт провозгласил идейным основанием для национал-социализма. Построения Вирта включали также идеи прамонотеизма и первобытных «арийских» истоков христианства. Вирт обличал буржуазный образ жизни и присущие ему пороки и призывал вернуться к «научно установленным» ценностям исконной «арийской» культуры.

Отзывы и критика

Вирт получил большое число критических рецензий и откликов специалистов, которые считали его шарлатаном. В 1934 году резкой критике со стороны профессиональных учёных подверглась его вторая книга, посвященная «первописьменности», якобы возникшей в первобытном обществе. Однако всё это не повлияло на популярность его идей у немецкой публики. Большую роль в этом сыграла его рядом националистически настроенных учёных. При этом они делали акцент не столько на научной методологии, сколько на идеологической роли его «теории». Вирта поддерживал ряд немецких журналов («Солнце», «Северный мир», «Северные голоса», «Германия»), которые считали его «нордические» идеи полезными для развития немецкого этнорелигиозного движения.

Гитлер одобрительно отзывался о ряде работ Вирта, в частности «Признаки и душа свастики» (1933), однако также заявлял: «Эти профессора и мракобесы, которые создают собственную нордическую религию, портят мне абсолютно все. Почему я допускаю это? Они вносят сумятицу. А всякая сумятица плодотворна».

Писатель псевдоисторического жанра А. М. Буровский, развивающий «арийскую» идею, считает Вирта «серьёзным учёным» и утверждает, что Вирт внёс большой вклад в расовую теорию («Арийская Русь. Ложь и правда о „высшей расе“», 2007).

Философ В. Н. Дёмин, развивавший псевдонаучную теорию о Гиперборее, связывал «торжество» «гиперборейской идеи» с работами Вирта.

Историк А. В. Васильченко отмечает, что, «в отличие от многих публицистов того времени, находившихся в лагере фёлькиш, Вирт старался, чтобы его теории имели достаточное научное обоснование. Впрочем, сейчас его система доказательств может показаться более чем сомнительной».

Построения Германа Вирта ввиду своей произвольности, отсутствия какого-либо метода и противоречия всей совокупности научных знаний отрицаются как наукой его времени, так и современной, и рассматриваются как псевдонаучные и направленные на создание видимости научной опоры идеологии национал-социализма.

Влияние

Идеи Вирта о происхождении «арийской (белой) расы» из Арктики заимствовал итальянский эзотерик и идеолог неофашизма Юлиус Эвола.

По мнению религиоведа Р. В. Шиженского, в начале 1990-х годов диссидент А. А. Добровольский («волхв» Доброслав), один из основателей русского неоязычества, заимствовал из работы Вирта «Хроника Ура-Линда» («Die Ura-Linda-Chronik», 1933) идею свастики. Модификацию свастики, восьмилучевой «коловрат», якобы языческий знак Солнца, Добровольский (1996) объявил символом бескомпромиссной «национально-освободительной борьбы» против «жидовского ига». Эта свастика стала основным символом русских неоязычников.

Философ В. Н. Дёмин, вслед за Виртом и близкими к нему авторами пользовался эзотерическими идеями и изображал эпоху палеолита Золотым веком, в который уходят корни Примордиальной традиции.

Идеи Вирта оказали существенное влияние на лидера Международного Евразийского движения и сторонника «арийской» идеи А. Г. Дугина.

Сочинения

  • Der Untergang des niederländischen Volksliedes. 1911.
  • Niederländisch-Deutsch. Berlin, [1913].
  • Ein Hähnlein wolln’n wir rupfen, Jena, 1914.
  • Das alte Flandern. Leipzig, [1916].
  • Vlämisch. Berlin, [1916].
  • Der Aufgang der Menschheit: Untersuchungen zur Geschichte der Religion, Symbolik und Schrift der atlantisch-nordischen Rasse, Jena, 1928.
  • Was heißt deutsch? Ein Urgeistesgeschichtlicher Rückblick zur Selbstbesinnung und Selbstbestimmung, Jena, 1931.
  • Vom Ursprung und Sinn des Hakenkreuzes. Leipzig, 1933.
  • Die Ura-Linda-Chronik, Leipzig, 1933.
  • Führer durch die erste urreligionsgeschichtliche Ausstellung «Der Heilbringer», Berlin, 1933.
  • Heilige Wende, Leipzig, 1933.
  • Die heilige Urschrift der Menschheit: symbolgeschichtliche Untersuchungen diesseits und jenseits des Nordatlantik, Leipzig, 1936 (twee delen).
  • Urmonotheismus, 1955.
  • Die symbolhistorische Methode, 1955.
  • Eurasische Prolegomena, 1955.
  • Um den Ursinn des Menschseins: die Werdung einer neuen Geisteswissenschaft, Wien, 1960.
  • Der neue Externsteine-Führer, Marburg/L., 1969.
  • Die Frage der Frauenberge — eine europäische Gegenwartsfrage, Marburg/L., [1972].
  • Allmutter, Marburg/L., 1974.
  • Führer durch das Ur-Europa-Museum, Marburg/L., 1975.
  • Europäische Urreligion und die Externsteine, Wien, 1980.