Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Мобильность (военное дело)

Мобильность военная или подвижность военная (от «mobilis» «подвижный») — способность войск (сил) к быстрому передвижению до начала и в ходе боевых действий, развёртыванию в боевой (предбоевой) порядок, а также свёртыванию (снятию с позиций).

Характеризуется средней скоростью передвижения и временем развёртывания в боевой (предбоевой) порядок (в боевое положение). Термин мобильность или подвижность также применяется для характеристики соответствующих свойств вооружения, военной и специальной техники, как правило сухопутной, иногда двухсредной (амфибийной), для чего выделяются категории мобильности.

В контексте военного искусства

Как понятие в военном искусстве различают также стратегическую мобильность (возможность быстрой переброски войск (сил) с одного Театра войны (театра военных действий) на другой); тактическую мобильность сил и средств принято называть маневренностью.

Как свойство вооружения и военной техники

Под мобильностью (подвижностью) также понимается свойство той или иной единицы вооружения и военной техники, либо системы или комплекса вооружений, обеспечивать выполнение боевых задач подразделением с проведением манёвра и перегруппировок войск — она определяется временем развёртывания (в предбоевой и боевой порядок) и свёртывания (в походный порядок или на стоянку), проходимостью (по пересечённой местности), запасом хода (по дорогам и путям различной конфигурации и качества дорожного покрытия и бездорожью) и максимальной скоростью движения, способностью вести стрельбу в движении, транспортабельностью. Вместе с совокупностью свойств, таких как надёжность, живучесть, эффективность боевой работы (применительно к вооружению и военной технике со штатным стрелково-пушечным или ракетно-артиллерийским вооружением на борту — эффективность стрельбы) и рядом других свойств, формирует боевую эффективность данного образца вооружения и военной техники, либо системы или комплекса вооружений.

Для прогнозирования мобильности военной техники в НАТО применяют модель мобильности NG-NRMM.

Категории мобильности

Сухопутная военная и специальная техника (а также многокомпонентные комплексы и системы вооружений), в зависимости от своих качеств и технических характеристик, подразделяется на следующие категории и подкатегории мобильности:

  • Стационарная
  • с возможностью передислокации
  • без возможности передислокации
  • наземного базирования (наземная, частично заглубленная, заглубленная)
  • подземного базирования (шахтная, бункерная)
  • Полустационарная (ограниченно возимая)
  • Передвижная
  • Перевозимая в разобранном виде
  • Подвижная
  • Самоходная
  • Буксируемая
  • Прицепная
  • Полуприцепная
  • Переносная
  • Носимая
  • Переносимая расчётом или подразделением
  • в собранном виде
  • в разобранном виде

Самоходная, в свою очередь, подразделяется, а) по степени проходимости на технику: повышенной, высокой, обычной и малой проходимости; б) по способу движения по суше подразделяется на технику: на колёсном, гусеничном, колёсно-гусеничном, катковом ходу, на воздушной подушке, рельсовую, шагающую и др.

Стационарная и полустационарная
Стационарные и полустационарные зенитно-ракетные комплексы различных категорий мобильности, слева-направо: стационарный комплекс ПРО шахтного базирования «Джи-эм-ди», стационарный ЗРК бункерного базирования «Найк-Геркулес», стационарный ЗРК наземного базирования «Бомарк-А», пусковая установка стационарного ЗРК с возможностью передислокации С-200, пусковая установка передвижного ЗРК С-75 Подвижная
Подвижные зенитно-ракетные комплексы различных категорий мобильности, слева-направо: самоходный ЗРК С-400, буксируемый ЗРК прицепного типа «Рапира», переносной (в разобранном виде) ЗРК «Старстрик», переносной (расчётом в собранном виде) ЗРК «Блоупайп», переносной (носимый) ЗРК «Игла-С»

Составные части (боевые и вспомогательные средства) современных многокомпонентных комплексов и систем вооружений могут иметь различные категории подвижности. Так, например, если сам ракетный комплекс может быть стационарным, с шахтной пусковой установкой, исключающей возможность её передислокации, производить перезаряжание после отстрела дежурной ракеты будут транспортно-заряжающие машины на колёсном или гусеничном ходу, извлечение ракеты на поверхность для проведения регламентного осмотра и технического обслуживания будут производить рельсовые, колёсные или гусеничные подъёмные краны, перемещение военнослужащих и персонала, а также запасных частей и другого полезного груза по территории комплекса будут обеспечивать различные автотранспортные средства.