Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




28.09.2022


28.09.2022


28.09.2022


26.09.2022


26.09.2022





Яндекс.Метрика





Авиационная промышленность Украины

26.01.2021

Авиационная промышленность Украины — отрасль машиностроения Украины. Промышленная инфраструктура отрасли досталась Украине после распада СССР. Это была разветвлённая сеть предприятий способных производить конечный продукт — транспортные и пассажирские самолёты, а также различные комплектующие — авиационные двигатели, авионику и многие другие типы авиационных комплектующих, в том числе и для предприятий, оставшихся на территории других стран бывшего СССР (в основном России, например, производитель газотурбинных двигателей «Мотор Сич»). Производственная база и возможности промышленности постепенно уменьшались, локализовавшись, в основном, вокруг предприятий, сотрудничавших с российской авиационной промышленностью. С 2014 года авиапром Украины пребывает в перманентном кризисе, так, с 2015 года не произведено ни одного серийного самолёта.

Описание

Отрасль насчитывает свыше 60 предприятий, на которые приходится около 25 % занятых в машиностроении страны. Основу отрасли составляют пять крупных предприятий (в городах Киев, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Первомайск), на которых сосредоточено 2/3 работников отрасли.

Потенциал авиационной промышленности дает возможность увеличивать объемы разработок и производства авиационной техники, в частности:

  • региональные пассажирские и транспортные самолеты;
  • авиационные двигатели и агрегаты;
  • бортовое радиоэлектронное оборудование, ориентированное на использование спутниковых систем связи, навигации и наблюдений,
  • вертолеты и летательные аппараты малой авиации, в том числе беспилотные.
Проблемы

По состоянию на 2011 год:

  • требует обновления 80 % производственных мощностей, прежде всего на заводах с серийным выпуском продукции.
  • существует разобщенность разработчиков, изготовителей и баз технического обслуживания и ремонта авиационной техники.
  • стареют кадры;
  • остродефицитными являются финансовые ресурсы;
  • существует зависимость более чем на 70 % от импорта сырья и комплектующих изделий;
  • снижается производственная кооперации с Россией.

За последние годы[когда?] количество заказов уменьшилось на четверть — иностранные фирмы вытесняют Украину не только с мирового рынка, но и с рынка СНГ, который в настоящее время имеет значительные перспективы развития — пассажирооборот в странах СНГ в 6-10 раз меньше, чем в США и Канаде.

История

1990-е годы

После 1991 года промышленность постепенно теряла свой потенциал из-за износа основных фондов, которые не модернизировались и не обновлялись в достаточной степени.

2000-е годы

В 2005 году была создана государственная самолётостроительная корпорация «Национальное объединение „Антонов“», в которую вошли пять организаций: АНТК им. Антонова, Киевский авиазавод «Авиант», Харьковский авиазавод, 410-й авиаремонтный завод и УкрНИИАТ.

В марте 2007 года был создан государственный авиастроительный концерн «Авиация Украины», объединивший 10 предприятий авиапрома, в том числе АНТК им. Антонова, киевский авиазавод «Авиант», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (Харьковский авиазавод), Запорожское машиностроительное КБ «Прогресс». Концерн был создан с целью «объединения разработчиков и производителей авиационной техники в единый комплекс с централизованным управлением». При этом корпорация «Национальное объединение „Антонов“» была ликвидирована.

2010-е годы

В 2010—2012 гг. предприятиями авиапрома изготовлено и передано заказчикам 19 самолётов.

В 2013 году продолжалось выполнение контракта государственным предприятием «Завод 410 гражданской авиации» по ремонту самолетов Ан-32 для военно-воздушных сил Индии. В том же году принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины „О развитии самолетостроительной промышленности“ относительно государственной поддержки сбыта авиационной техники отечественного производства».

После 2014 года отрасль претерпевает кризис из-за ограничения киевских властей, с 16 июня 2014 года, взаимодействия с Россией в военной сфере. Это ограничение нарушило интеграцию российского и украинского авиапромышленных комплексов, последний зависел от российской промышленности в плане поставок комплектующих в большей степени. Это существенно отразилось на выпуске продукции.

С 2015 года серийное производство самолётов на Украине было прекращено, последняя поставка была осуществлена в июне 2015. За 2016—2019 годы Украина не произвела и не поставила заказчикам ни одного нового серийного самолёта.

В мае 2016 года была создана «Украинская авиастроительная компания», в состав которой вошли ГП «Антонов», УкрНИИАТ, ГП «Новатор», Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», Харьковское агрегатное конструкторское бюро и завод «Маяк».

Реализация продукции

Внутренний рынок

В последние годы авиакомпании Украины практически не закупали новые самолёты, произведённые на заводах Украины. В 2018 году украинский авиаконструктор Анатолий Вовнянко отмечал: «Даже украинские авиакомпании не купили новых самолётов производства ГП „Антонов“ и ХГАПП, а 2 самолёта, что взяли в лизинг вернули. Только ГАП „Украина“ эксплуатирует один Ан-148 производства ГП „Антонов“.»

В это же время шло сокращения авиапарка местных авиаперевозчиков (так, в распоряжении украинских авиакомпаний в середине 2017 года числилось 118 бортов, на конец 2019 года — 93 борта, в 2020 году — 82 борта.

Экспорт

Последняя поставка нового серийного самолёта производства Украины на экспорт произошла в июне 2015 года, когда авиакомпании Cubana (Куба) был передан пассажирский самолёт Ан-158.

На 2020 г.: идет сборка военно-транспортного самолёта Ан-178 для поставки Перу; срок выполнения контракта — 2021 год.

Компании

Крупнейшие компании авиационной промышленности Украины:

  • Антонов (разработка самолётов и беспилотников)
    • Серийный завод «Антонов» (серийное производство самолётов)
  • Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (серийное производство самолётов)
  • Мотор Сич (разработка вертолётов, производство авиационных двигателей)
  • «Завод 410 гражданской авиации» (ремонт самолётов)
  • Винницкий авиационный завод (ремонт и модернизация вертолётов)
  • Запорожский государственный авиационный ремонтный завод «Мигремонт» (ремонт самолётов)
  • Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон» (ремонт вертолётов)
  • Львовский государственный авиационно-ремонтный завод (ремонт и модернизация самолётов)
  • Луцкий ремонтный завод «Мотор» (ремонт авиадвигателей)
  • Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» (ремонт самолётов)
  • Одесский авиационный завод (ремонт самолётов)
  • Чугуевский авиационный ремонтный завод (ремонт самолётов)
  • Аэропракт (производство сверхлёгких самолётов)
  • Ивченко-Прогресс (разработка и производство авиадвигателей)
  • Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» (производство авиационной гидравлики)

Выпускаемая и проектируемая авиатехника

Статистика