Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Убыхи

Убыхи (самоназвание: убыхск. tʷaχə) — народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам. По свидетельству Услара, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их уббых, в то время как сам себя этот народ называл апёх или просто пёх.

До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между реками Шахе и Хоста (т. н. Убыхия) (около 50 тыс. чел). Занимались в основном работорговлей, контрабандой и пиратством. Возможно садоводством, животноводством и торговлей. После завоевания русскими войсками Черкесии оставшиеся в живых убыхи выбрали переселение в Османскую империю.

Общие сведения

В первой половине XIX века убыхи, как и причерноморские адыгские племена шапсугов (соседей с запада) и садзов-джигетов (соседей с востока), имели устоявшиеся полуфеодальные отношения.

История

Основываясь на информации из русских источников, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, который издавался в конце XIX века, сообщал:

Убыхи — весьма смешанное по своему составу одно из черкесских племен, ближайшая отрасль одного из самых аристократических черкесских племен — абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западной покатости Кавказского хребта, между рр. Шхагуаше и Афипс. Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья, по юго-западному склону Кавказского хребта, между pр. Хоста и Шахе, в ущельях по реки Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезтане, Мзымта и др. мелких рек, текущих в Чёрное море.

Убыхи делились на

1) собственно убыхи, живших между pp. Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом; 2) Саше, между рекой Хоста и долиной реки Сочи, самые воинственные среди убыхов; 3) Вардане, между pp. Сочи и Сюепсе.

Последние две группы убыхов, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе).

Большую роль играли дворянские фамилии, из коих две — Борзен и Диман, пользовались огромным влиянием не только среди убыхов, но и среди черкесов и джигетов.

Убыхи были немногочисленны, … но в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль, так что русские, судя по славе убыхов у закубанских черкесов, считали их народом многочисленным и сильным; особенно много слышно было об убыхах в последние 30 лет борьбы с черкесами, когда последние стали соединяться для отпора и для нападения в большие массы, тут убыхи выступали в качестве предводителей этих скопищ, составляли их главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех, в отступлении — сзади всех.

Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью.

Этническая принадлежность

В XIX веке большинство российских наблюдателей, зная об отличии убыхского языка от адыгского, тем не менее относили убыхов к адыгским племенам.

Теофил Лапинский (Теффик-Бей) подробно анализировал этнографию адыгов и в книге «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» (Глава 3) писал буквально следующее:

По своей внутренней организации адыге разделяются на три народности. Самая многочисленная — шапсуги, затем следуют абадзехи; самая малочисленная — убыхи.

Н. Карлгоф в 1860 году писал — «Кроме того, мы причисляем ещё к нашему описанию племя убыхов, которые по происхождению и языку, явно принадлежат к народу адиге, также как по нравам, обычаям и общественному устройству, это один из групп черкесских племен».

Позже, аналогичные выводы делали и многие зарубежные учёные.

Ульрих и Ангелика Ландманн, исследовавшие убыхские селения в юго-восточной Турции в 1970-е годы, отмечали адыгоязычность убыхов, для которых вторым родным языком стал абадзехский диалект адыгского языка.

В 1930-е годы аналогичные выводы делал и Ж. Дюмезиль .

Исследователь убыхского языка Ханс Фогт, зафиксировал факт самоидентификации убыхов как адыгов, причём во всех приведенных им убыхских фольклорных, этнографических и исторических текстах говорится об адыгах, о себе — убыхах — как части адыгского народа и адыгской страны. Убыхские легенды и сказания не отделяют убыхов от адыгов, а убыхскую землю — от адыгской земли.

Генетика

У убыхов преобладает Y-хромосомная гаплогруппа G2 — 75%, на втором месте находится Y-хромосомная гаплогруппа R1a-M198(xM458) — 19,44%, к гаплогруппам J1 и J2 относится по 2,78%.

Численность и место проживания

В результате Кавказской войны был объявлен ультиматум о выселении в Османскую империю.

Их поселения были в илах Балыкесир, Болу, Дюздже, Сакарья, Самсун, Коджаэли, Кахраманмараш и др. Постепенно перешли на турецкий язык и ассимилировались с турками.

По данным А. П. Берже, приведенным в его книге «Выселение горцев с Кавказа» (Глава 1 «Географические, этнографические и статистические данные о выселении»), в Турцию ушло 74 567 человек убыхского племени.

После переселения на Кавказе осталось 5-6 семей (около 40 чел.) убыхов, живущих в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка.

Субэтнические группы убыхов

Установлены существовавшие в начале XIX века субэтнические группы (племена, общины) убыхов: Субешх (Субаши), Хизе, Вардане, Псахе, Саше, Соцва (Соча).

Общество Субешх. Субешх охватывало смешанное убыхо-шапсугское население территории низовьев долины реки Чемитоквадже, Шахе и Матросской щели (в современных наимененованиях). В обществе Субешх, в начале XIX века, старшины были выбирались из рода Атквея, а позже, в ходе Кавказской войны, стали выбираться из рода Берзеков. Главным селением общества Субешх был одноимённый аул Субешх, в долине реки Шахе, в 3 км от устья, насчитывало 200 домов.

Общество Хизе (Хобзы, Пшогия). Хизе занимали долины рек Осакай (Осохой), Хаджиебс (ныне Якорная щель), Беранда, Детляшха, и Буу. Население смешанное — убыхи и шапсуги.

Общество Вардане. Вардане занимали полосу долины реки Буу до Мамайского перевала, на реках Хобзы (Хобза), Лоо (селение Дзепш и Лоупе — численность 200 дворов), река Нижи (совр. Уч-Дере), река Легутай (совр. Битха) и река Дагомыс. Дюбуа де Монпере и Л. И. Лавров сообщала, что крупнейшим в Убыхии было селение Фагуа (или Фагурка) или Дзепша, имевшее более 600 дворов, протяженность 18 км вдоль Западного Дагомыса).

Общество Псахе (Чизымогуа, Чизма, Мамай). Общество Псахе занимало территорию к востоку от Вардане, от долины реки Псахе до реки Сочи. включая долину Хлудовского ручья. Известная общая численность — 500 дворов. Селения :

— Чизымогуа Ахмеда (или Апохуа) — вдоль реки Псахе; — Чизымогуа Мисоуста — на левом склоне долины ручья Хладовского.

Общество Саше. Общество Саше располагалось от реки Сочи (Сочипста) до реки Агуры. (в том числе долины рек Бзугу, Цаник, Мацеста). Предводитель (или старшина) общества — Али Ахмет. Население смешанное — убыхи и садзы. Численность по сообщению Ф. Ф. Торнау — 10 тысяч человек. Селения : Облагу (или Аубла) — на левом берегу реки Сочи, близ устья.

Непоименованные общества. Было ещё несколько горных обществ убыхов, названия которых не сохранились. В 5-6 км от устья реки Сочи было селение убыхов — Аршна Аху.

Селения:

— самым южным было селение Хамыш, общества Хамыш, под управлением князей рода Хамыш. — у общества Хамыш главным было селение (название не сохранилось) которое находилось на высотах вдоль долины реки Хоста (Хуоста) в 1,5 км от берега моря. — третье селение (название не сохранилось) было между реками Хостаи Агура (Хуорта) — четвёртое селение «Зенги» — в долине ручья Видного, у подножья горы Ахун.

Горные общества убыхов. Селение Мутыхуасуа (ныне там Пластунка), было владением Хаджи-Берзека Докумку (Докумуков) и его племянника Хаджи-Берзка Керантуха. Горные убыхи отвоевали это селение у общества Саше в 1803-05 году.

Социальное устройство

Виноделие у убыхов

В 1837 году царский генерал И. Ф. Бларамберг составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал:

Их земля плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи, и делают из него хорошее вино в больших количествах, это вино они называют «сана». Также у них много фруктов, таких, как яблоки, вишни, груши, персики. Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный прессованный и твердый мед, который они употребляют, размешивая его в воде в виде напитка.

Медицина у убыхов

В 1898 году в район Сочи прибыл молодой русский врач Виктор Францевич Подгурский. Он ознакомился с Мацестинскими источниками. Его заинтересовали рассказы местных жителей об этой целебной воде, и он загорелся идеей использовать эти источники цивилизованным методом. В том же году он выступил во «Врачебной газете» с большой статьей о Мацестинских источниках, в которой, в частности, говорилось:

«Старики черкесы из оставшихся аулов в Сочинском районе подтверждают, что источники считались у народа, населявшего побережье, целебными. Со всех сторон стекались к ним, страдавшие разными недугами.

Я ознакомился с источниками и увидел оставшиеся от купания ямы, а у входа в пещеры — огарки свечей и множество развешанных тряпочек, как благодарственное приношение больных, искавших и находивших исцеление».

Убыхский язык

Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем.

Согласно Генетической классификации языков убыхский язык (a-t°axə) являлся одним из абхазо-адыгских языков. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.

Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992 году в деревне Хаджиосман.

Тевфик Эсенч был прототипом главного героя романа Б. Шинкуба «Последний из ушедших».

Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.

Интересные факты

  • Встречающееся в историко-этнографической и отчасти лингвистической литературе название убыхов «пёх», «pex», «pjox» (П. К. Услар) отсутствуют в текстах, записанных у Тевфика Эсенча. В данном случае путаница связана с неправильной передачей лабиальной фонемы , отсутствующей в европейских языках, как p.
  • Истории убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкуба «Последний из ушедших».