Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




06.10.2022


06.10.2022


06.10.2022


06.10.2022


06.10.2022





Яндекс.Метрика





Сурбаран, Франсиско де

26.01.2021

Франсиско де Сурбаран (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.

Биография

Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился живописи в Севилье, в школе Хуана де Роэласа (исп.).

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льерене, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там.

В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца.

В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец 1630-х годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».

В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года.

Творчество

В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, как с натуры, Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни. Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.

В период творческого расцвета Сурбаран удачно сочетал монументальность и суровость образов (главным образом святых), с их внутренней выразительностью. В 1650-х годах в его картинах появились черты лиричности и эмоциональной взволнованности.

Известные картины

  • Христос на кресте (1627; институт искусств, Чикаго).
  • Видения св. Педро Ноласко (1629; Прадо, Мадрид).
  • Погребение св. Бонавентуры (1629; Лувр, Париж).
  • Св. Маргарита (1631; Национальная галерея, Лондон).
  • Апофеоз св. Фомы Аквинского (1631; Музей искусств, Севилья).
  • Св. Андрей (1632; Будапешт).
  • Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой (1633; Музей Нортона Саймона, Пасадина).
  • Подвиги Геракла (1634; Прадо, Мадрид).
    • Геракл борется с лернейской гидрой
    • Геракл борется с немейским львом
    • Геракл раздвигает горы Кальпе и Абила
    • Смерть Геракла
  • Оборона Кадиса (1634; Прадо, Мадрид).
  • Св. Аполлония (1636; Лувр, Париж).
  • Святой Лаврентий (1636 год; Эрмитаж)
  • Поклонение пастухов (1639; Музей изящных искусств, Гренобль).
  • Св. Франциск (1658; Мюнхен).
  • Отрочество Богоматери (Около 1658—1660; Эрмитаж, Санкт-Петербург).
  • Экстаз св. Франциска. Середина XVII в. Старая пинакотека. Мюнхен

  • Христос на кресте. 1627. Институт искусства. Чикаго

  • Поклонение пастухов. 1639. Музей изящных искусств. Гренобль

  • Отрочество Богоматери. 1658—1660. Эрмитаж. Санкт-Петербург