Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Эн-но Гёдзя

Эн-но Гёдзя (яп. 役の行者 Эн-но Гё:дзя) — полумифический основатель сюгэндо, японский святой упоминающийся в древних литературных японских памятниках, таких как Сёку нихонги и Нихон рёики. Также известен как Эн-но Одзуну (яп. 役の小角), Эн-но Убасоку (яп. 役の優婆塞, “аскет Эн”). В этом варианте имени убасоку это японская форма санскритского слова упасака. Иногда Эн читают как Э, т.е. Э-но Гёдзя, Э-но Убасоку и.т.д. Его посмертный титул – Синбэн Дайбосацу (яп. 神辺大菩薩), что означает чудесный и великий бодхисаттва. Данный титул был дарован Эн-но Гёдзя государем Кокаку, правление которого приходятся на 1771-1840 года.

Изображения Эн-но Гёдзя в скульптуре и живописи создавались начиная с периода Камакура. Особенно часто они встречаются в храмах школы Сингон.

Биография

Легендарный святой был горным аскетом и прорицателем на горе Кацураги в конце VII века нашей эры. Его несправедливо обвинил собственный ученик в манипуляции демонами и использовании колдовства для обмана людей, после чего Эн-но гёдзя был сослан на остров Осима. Сюжеты с этим персонажем варьируются в зависимости от источника. Также популярен сюжет о том, как Эн-но Гёдзя посещал множество гор и освящал их. История его жизни передалась нам и через фольклор.

Согласно Нихон рёики, он был рождён в горах Кацураги и происходил от клана Камо. В Сёку Нихонги его называют Эн-но Кими Одзуну. Его клан проживал в этой гористой местности уже много лет. Местность эта была богата растительностью и лечебными травами. Согласно источнику, он прекрасно разбирался в медицинских травах и даже имел собственный сад, но по какой-то причине прекратил свою деятельность травника в 675 году. К этому времени уже успел заработать репутацию лекаря.

Когда его отец умер, он попросил у небес еще одного ребенка своей матери. Его мать родила ещё одного ребенка, которому было дано имя Цукивакамару (яп. 月若丸). После этого Эн-но Гёдзя в возрасте 32 лет ушел в горы Кацураги для совершения аскетичных практик. Считается, что он предавался аскезе под защитой диких животных. Также, принято говорить, что он нашёл источники серебра и киновари в горах.

В 699 году, согласно большинству легенд сюгэндо, его ложно объявил в колдовстве со злыми помыслами, его ученик-завистник Каракуни-но-Мурадзи Хиротари (яп. 韓国の連広足) затем святой был сослан на остров Итосима. Согласно "Кондзяку Моногатари", Эн-но Гёдзя впал в ярость от высокомерия бога горы Кацураги Хитокотоо-нуси-но Ками (яп. 一言主神). Обездвижив божество заклинаниями, Эн-но Гёдзя заточил его в долине у этой же горы. Хитокото-нуси затем наносит ответный удар, завладев телом и разумом Хиротари, который впоследствии направляет жалобы на своего учителя в столицу, что и приводит к ссылке Эн-но Гёдзя. Существуют версии, в которых Эн-но Гёдзя ссылается не по причине обвинения в злонамеренном колдовстве, а в результате спора за руды, найденные в горах.

Ещё один вариант легенды гласит, что ссылали не Эн-но Гёдзя, а его мать. Она была обвинена в романе с двоюродным братом. После её ареста, Эн-но Гёдзя приходит к ней на помощь, что не увенчается успехом – его связывают соломенными верёвками и ссылают в Идзу. После всех этих событий, Цукивакамару (младший брат Эн-но Гёдзя) ради собственного выживания занимался продажей цветов. Однажды он встретил императора, которому рассказал историю, приключившуюся со своей семьей. Государь проникся симпатией к продавцу цветов, после чего снял все обвинения с его семьи. После снятия обвинений и освобождения, Эн-но Гёдзя решил уйти в горы.

Последние годы жизни этого святого покрыты тайной. Одна из версий гласит что он был оправдан в 701 году, после чего вернулся на гору Кацураги, где он поймал Хитокото-нуси-но ками, связал его лозой, и заточил его в долине. Через несколько месяцев он либо пошёл в горы в Мино(рядом с Осакой), где достиг нирваны или же уплыл в Китай. Есть также версии, в которых говорится, что он был прощен в 702 году, после чего он стал сэннином ( яп. 仙人) т.е. бессмертным и вознёсся на небеса, или же он мигрировал в Китай вместе с матерью. В Нихон Рёики упоминается, что монах Досё встретил Эн-но Гёдзя в Китае в 701 году.

Эн-но Гёдзя путешествовал и создавал святилища сюгэндо в различных местах, включая горную цепь Оминэ и гору Кимпусэн (ныне преф. Нара), гору Мино , в горах Икома (на границе префектур Нара и Осака) в регионе Токай и провинции Идзу.

Слуги-бесы

Зачастую рядом с Эн-но Гёдзя изображают двух бесов. Это мужской демон Сэкиган (яп. 赤目, Красный глаз) и женский демон Коко (яп. 黄口 Ко:ко:, Жёлтая пасть). Существует множество легенд об этой паре, но как правило все они сводятся к тому, что двое демонов прекращают творить злые дела и становятся слугами святого.

Согласно преданию, эти два демона жили в горах неподалёку от города Нара, у жителей которого они воровали детей. Эн-но Гёдзя приходит на помощь жителям Нары, пряча от демонов их пятерых детей, заставляя двух чертей думать, что их дети умерли. Осознав ту боль, которую они причиняли людям, бесы раскаиваются в своих поступках и прекращая свои злодеяния, начинают прислуживать Эн-но Гёдзя. Пятерых бесовских детей святой впоследствии возвращает.

Когда святой усмирил этих демонов и поставил их себе на службу, Сэкиган был переименован в Дзэнки (яп. 前鬼, Передовой демон), а Коко была переименована в Гоки (яп. 後鬼, Тыловая чертовка). Эти демоны являются воплощением женского и мужского начала (инь и ян), где ян это Дзэнки, который защищает святого спереди, а ин это Гоки, обеспечивающая защиту с тыла. Их дети же являются воплощением пяти элементов мироздания.

Библиография

  • Kyoko Motomochi Nakamura. Miraculous stories from the Japanese Buddhist tradition; the Nihon ryōiki of the monk Kyōkai. (англ.). — Cambridge, Harvard University Press. — 1973. — 344 p.
  • Штейнер Е.С. Манга Хокусая: Энциклопедия старой японской жизни в картинках. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2016. — ISBN 978-5-85803-492-6.