Иван Тарасьевич Никифоровский (около 1860, село Загорье, Себежский уезд, Витебская губерния — 13 (25) октября 1895, там же) — преподаватель Витебской духовной семинарии, знаток русского раскола старообрядчества, миссионер.
Биография
Родился около 1860 года в семье священника села Загорье Себежского уезда Витебской губернии Тараса Яковлевича Никифоровского.
В 1884 году окончил Витебскую духовную семинарию.
В 1888 году первым кандидатом окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии. Среди его однокурсников был Василий Иванович Белавин — будущий патриарх Тихон.
После окончания академии оставался год стипендиатом, проводя время за обстоятельным изучением источников и пособий науке о старообрядчестве.
16 октября 1889 года назначен на кафедру обличения раскола Самарской духовной семинарии. Помимо преподавания проводил собеседования со старообрядцами, писал научные статьи.
Был избран членом Самарского отделения православного миссионерского общества.
В 1892 году перевёлся на кафедру обличения раскола Витебской духовной семинарии. Кроме того, с 1893 года состоял учителем русской словесности в женском училище девиц духовного звания. В Витебске регулярно проводил собеседования со старообрядцами, издавал листки миссионерского содержания, основал комитет для организации противораскольнической миссии в епархии.
Московская и Санкт-Петербургские духовные академии предлагали ему свои кафедры истории и обличения раскола, которые он не смог занять по состоянию здоровья.
Подготовленная магистерская диссертация «Об основаниях, на которых утверждается в Стоглавнике учение а) о двуперстии для крестного знамения, б) о сугубой аллилуии, в) о небритии и нестрижении бороды и усов (на основании рукописей Софийской и Кирилло-Белозерской библиотек)» представленная на степень кандидата богословия, была удостоена высшей денежной награды.
В конце апреля 1895 года уехал к отцу на родину для поправки здоровья.
Скончался 13 октября 1895 года от чахотки.
Сочинения
- К материалам для характеристики современного раскола («Беловодская иерархия»)//Христианское чтение. 1890. № 11-12. С. 689—694.
- Несколько слов относительно взгляда профессора Н. О. Каптерева на перстосложение древних киевлян, сербов и греков // Христианское чтение. 1891. № 7-8. С. 110—140; № 9-10. С. 283—316.
- Краткие замечания об отношении русских сект к государству // Самарские епархиальные ведомости. 1891. № 8. С. 265—276.
- Краткие замечания об отношении русских сект к государству // Кишиневские епархиальные ведомости. Неофициальный отдел. 1891. № 11. С. 400—408; № 12. С. 428—436.
- К истории славяно-беловодской иерархии // Самарские епархиальные ведомости. 1891. № 10. С. 317—335. № 11. С. 349—373.
- Основная особенность старообрядческого раскола. Самара. Типо-литография Н. А. Жданова. 1892.
- Основная особенность старообрядческого раскола // Самарские епархиальные ведомости. 1893. № 3.
- К бывшим некогда братьям нашим во Христе и во Церкви, ныне же вне единения с нами пребывающим, именуемым старообрядцам. — Разбор ответов, данных безпоповцами пригорода Белого-Яра на предложенные им вопросы, и ответ на 12 их вопросов. Самара. 1893.