Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Эрнст, Константин Львович

Константин Львович Эрнст (род. 6 февраля 1961, Москва, СССР) — советский и российский медиаменеджер, продюсер, сценарист, телеведущий. Генеральный директор «Первого канала» (с 6 октября 1999 года, с 3 сентября по 6 октября 1999 года — исполняющий обязанности генерального директора).

Биография

Ранние годы, образование, работа в науке

Родился 6 февраля 1961 года в Москве. Отец — советский биолог Лев Константинович Эрнст, вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), занимался генетикой, биотехнологией, селекцией сельскохозяйственных животных, а также вопросами клонирования. Детство и юные годы Эрнст провёл в Ленинграде, где его отец был назначен руководителем нового научного центра. Константин окончил среднюю школу № 35 на Васильевском острове, затем в 1983 году — биолого-почвенный факультет ЛГУ. Получив образование, Эрнст работал в НИИ, где также был секретарём комсомольской организации, в 25 лет защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамика созревания мессенджер-РНК при созревании ооцитов млекопитающих in vitro» и получил предложение престижной двухлетней стажировки в Кэмбриджском университете.

К этому моменту Эрнст уже думал об окончании академической карьеры, чтобы реализовать детскую мечту о работе в кинематографе, поэтому он подал заявление об уходе и вскоре вернулся в Москву. Новым местом работы Эрнста стало творческое производственное объединение «Видеофильм», первой большой работой — документальная кинолента «Радио тишины», посвящённая концерту группы «Аквариум» и Дэйва Стюарта из Eurythmics в рамках презентации первого американского альбома Бориса Гребенщикова Radio Silence.

«Взгляд», 1988—1989

В интервью журналу «Афиша» в рамках проекта «История русских медиа 1989—2011» Эрнст рассказывал, что в 1988 году познакомился с Александром Любимовым на дружеской встрече, и тот предложил ему попробовать себя в телепрограмме «Взгляд», которую выпускала молодёжная редакция Центрального Телевидения Гостелерадио СССР. Во «Взгляде» Эрнст проработал около двух лет, выступая интервьюером, сценаристом и режиссёром. Его первым сюжетом стало интервью с Ниной Андреевой, для которого они с Евгением Додолевым выдали себя за корреспондентов Би-би-си.

Кроме того, в 1989 году Эрнст снял короткометражный игровой фильм Homo Duplex и музыкальный видеоклип на песню «Аэробика» c альбома «Шестой лесничий» группы «Алиса», премьера которого состоялась в эфире «Взгляда».

«Матадор», 1990—1998

В 1989 году заместитель главного редактора молодёжной редакции Центрального Телевидения и руководитель «Взгляда» Анатолий Лысенко предложил Эрнсту начать работать над собственной передачей. Первый выпуск «Матадора» вышел в эфир в январе 1991 года — это была передача, посвящённая культуре, значимым событиям и творческим людям. Темами выпусков становились Венецианский кинофестиваль, Парижская неделя высокой моды, съёмки фильма «Апокалипсис сегодня», жизнь и творчество кутюрье Пако Рабана, создателя рекламных кампаний Benetton Оливьеро Тоскани, шансонье Сержа Генсбура, киноактрисы Мэрилин Монро, режиссёров Жан-Люка Годара, Вима Вендерса и Райнера Вернера Фассбиндера.

Эрнст совмещал роли сценариста, ведущего, режиссёра и продюсера, экспериментировал с подачей материала и иногда перевоплощался в героев выпуска. Нетривиальный подход обеспечил передаче успех у зрителей и высокие оценки представителей телевизионной индустрии, а в «Большом словаре русских прозвищ» Валерия Мокиенко слово «матадор» указано в качестве шутливой, ироничной характеристики Константина Эрнста.

«Матадор» выходил с 1991 по 1995 год, сперва на Первой программе Центрального телевидения, затем на 1-м канале «Останкино» и канале ОРТ. С 1990 по 1992 год передачу выпускала созданная бывшими сотрудниками «Взгляда» телекомпания «ВИD» (Взгляд и другие), после — продюсерский центр «Мастер TV», учреждённый Эрнстом совместно с Леонидом Парфёновым и Игорем Угольниковым. Последний телевизионный выпуск передачи был посвящён Венецианскому карнавалу, съёмки проходили в Венеции 1 марта 1995 года. Вечером после съёмок группе сообщили по телефону, что в Москве был убит бывший сотрудник «Взгляда», сооснователь «ВИDа» и генеральный директор ОРТ Владислав Листьев. В эфир венецианский выпуск «Матадора» попал в мае 1995-го.

После закрытия передачи Эрнст перезапустил «Матадор» в формате глянцевого журнала о культуре и искусстве, над которым вместе с ним работали Илья Осколков-Ценципер, Александр Роднянский и Геннадий Йозефавичус. Журнал выходил с 1995 года по декабрь 1998, всего было выпущено около 25 номеров. Впоследствии издание часто характеризовали как пример интеллектуального, богемного и некоммерческого «глянца».

Генеральный продюсер ОРТ, 1995—2001

В книге «Влад Листьев. Поле чудес в стране дураков» Евгений Додолев отмечал, что в 90-е годы Эрнст был единственным человеком, к которому Листьев прислушивался в профессиональных вопросах. Сам Эрнст рассказывал, что накануне приватизации ОРТ по просьбе Листьева готовил концепцию нового телеканала и что Листьев предлагал ему должность заместителя генерального директора — но Эрнст всё ещё рассчитывал уйти из телевидения в кино и ответил отказом. После приватизации телеканала Листьев и Эрнст вместе с Кириллом Игнатьевым (ставшим впоследствии заместителем генерального директора) занимались сеткой и творческими проектами ОРТ. Собранием акционеров 25 января 1995 года Листьев был назначен первым генеральным директором ОРТ.

Спустя чуть более месяца, вечером 1 марта, Листьев был убит в подъезде собственного дома. Кандидатура нового генерального директора вызвала разногласия среди акционеров, поскольку, в соответствии с уставом, требовался консенсус всех владельцев миноритарных пакетов (49 % телеканала принадлежало частным лицам, 51 % находился в собственности государства). Один из основных миноритариев канала Борис Березовский предложил пост гендиректора Эрнсту, с которым его познакомил Валентин Юмашев, но телеведущий ответил отказом — в интервью, посвящённом 20-летию со дня смерти Листьева, Эрнст пояснил, что той весной планировал начать съёмки собственного фильма на Мосфильме. Однако спустя несколько месяцев он изменил решение и согласился занять только что созданную в штате руководства ОРТ должность генерального продюсера, а впоследствии объяснил свой выбор падением качества телепродукции при новом руководстве, в которое вошли люди, ранее не имевшие отношения к телепроизводству.

Став генеральным продюсером в июне 1995 года, Эрнст получил возможность определять программную политику ОРТ и начал реорганизацию, которая затронула как сетку вещания, так и отношения телеканала с поставщиками телевизионных программ. В частности, ОРТ отказался от продления заключённых ранее договорённостей о пакетном приобретении телепрограмм у Ассоциации независимых телепроизводителей, установил собственную ценовую политику и учредил собственную селлерскую компанию «ОРТ-Реклама». Введённый Эрнстом подход к формированию сетки вещания начал учитывать аудиторию, которую ОРТ планировал переманивать у других каналов в конкретное время суток. Эрнст также привлёк на должность продюсера по кинопрограммам бывшего научного сотрудника Государственного центрального музея кино и Института искусствознания, читавшего лекции по киноведению во ВГИКе, Нью-Йоркском университете и на Высших курсах сценаристов и режиссёров Анатолия Максимова, с которым уже сотрудничал в «Матадоре». Вместе с Максимовым он разработал для ОРТ концепцию кинопоказа.

Уже в должности генерального продюсера, в 1995 и 1996 годах Эрнст выступил продюсером серии социальных рекламных видеороликов «Русский проект», снятых Денисом Евстигнеевым. В 1995—1997 годах вместе с Леонидом Парфёновым Эрнст придумал формат новогоднего музыкального телефильма «Старые песни о главном» и выступил сценаристом и сопродюсером цикла этих телевизионных шоу. Впоследствии новогодние шоу с ремейками популярных песен советской эстрады стали для ОРТ традиционным форматом новогоднего эфира. В 1996 году Эрнст стал действительным членом Академии российского телевидения и последующие два года вёл церемонии вручения учреждённой академией телевизионной премии «ТЭФИ». Сам он впервые стал лауреатом премии в 1998 году за продюсерскую работу над третьей частью «Старых песен о главном».

Генеральный директор ОРТ и «Первого канала» (с 1999 года)

После отставки Игоря Шабдурасулова, который возглавлял ОРТ с октября 1998 года, 3 сентября 1999 года Эрнст стал временно исполняющим обязанности директора телекомпании с сохранением должности главного продюсера. По рекомендации Шабдурасулова, предложению Президента Российской Федерации Бориса Ельцина и при поддержке Березовского собрание акционеров телекомпании 6 октября 1999 года назначило Эрнста новым генеральным директором ОРТ. До июля 2001 года Эрнст совмещал обязанности директора и продюсера, после чего пост главного продюсера ОРТ занял Александр Файфман.

На момент назначения Эрнста генеральным директором Березовский фактически контролировал информационную политику телеканала через Дирекцию информационных программ, которую летом 1999 года возглавила лояльная ему Татьяна Кошкарёва, но вскоре ситуация переменилась. После начала серьёзных разногласий между бизнесменом и новым президентом Владимиром Путиным Березовский был лишён рычагов влияния на тележурналистов и был вынужден продать акции ОРТ Роману Абрамовичу. В дальнейшем канал покинули все близкие ему менеджеры. В показаниях, данных в Высоком суде Лондона в рамках рассмотрения иска Березовского к Абрамовичу в 2011 году, бывший глава Администрации президента Александр Волошин утверждал, что целью давления на Березовского в 2000 году было избавление генерального директора канала от его неформального влияния. По словам Волошина, после этого «Эрнст сам всё расставил по своим местам».

По инициативе Эрнста 29 июля 2002 года годовое собрание акционеров ОРТ проголосовало за возвращение телеканалу исторического названия «Первый канал». Эрнст мотивировал смену названия несоответствием правового статуса каналу понятию общественного телевидения. Право на торговую марку ОРТ сохранилось за ОАО «Первый канал». Эрнст рассматривал возможность создать под этим брендом площадку для отработки новых проектов и участия в конкурсах на вещание на дециметровых волнах. Именно в качестве генерального директора «Первого канала» Эрнст стал одним из наиболее влиятельных людей на российском телевидении, признанным новатором во внедрении новых подходов к работе с телеаудиторией. В 2017 году американский еженедельник о шоу-бизнесе Variety включил Эрнста в список 500 наиболее влиятельных людей в мировом шоу-бизнесе.

Вертикальное программирование

Эрнст был инициатором эксперимента по переводу вечернего эфира «Первого канала» на вертикальное программирование в 2010 году. При этом подходе, распространённом в США и некоторых странах Европы, новые эпизоды сериалов выходят 1 раз в неделю в определённое время, что экономически целесообразно для телеканалов и производителей телешоу. В осеннем сезоне «Первый» представил в «вертикальном» формате сразу 4 новых сериала («Побег», «Гаражи», «Голоса» и «Банды»). Новый эпизод каждого сериала выходил раз в неделю в определённый день с понедельника по четверг. По словам Эрнста, эксперимент был призван привлечь тех, кто системно не смотрит телевизор, но готов выделить время на эпизод интересующего шоу. Новые сериалы показали сравнительно низкие для «Первого канала» рейтинги, и после окончания отснятых эпизодов телеканал вернулся к горизонтальному программированию (которое предполагает показ шоу «потоком»). В интервью Юрию Сапрыкину Эрнст отмечал, что считает попытку удачной, но условием следующей попытки введения вертикального программирования назвал участие других крупных российских телеканалов. Эксперимент Эрнста получил высокую оценку коллег, а генеральный директор СТС Вячеслав Муругов и возглавлявший ТНТ Роман Петренко поделились с журналистами возможными планами по введению вертикального программирования эфира выходного дня на основе опыта «Первого канала».

Вечерний и ночной эфир

Важным детищем Эрнста стала концепция вечернего и ночного эфира, которая с 2008 года позволила привлечь к телесмотрению молодую аудиторию, которая перешла в интернет. В вечернем прайм-тайме были выпущены новые юмористические шоу: пародийная «Большая разница» и информационно-развлекательный «Прожекторпэрисхилтон», в эфире которого Иван Ургант, Сергей Светлаков, Гарик Мартиросян и Александр Цекало в ироничной форме обсуждали главные темы прошедшей недели. Шоу пользовалось большой популярностью и 4 раза подряд было лауреатом «ТЭФИ», но было закрыто после перехода Светлакова и Мартиросяна на ТНТ в 2014 году.

Другой значимой инициативой стал ночной эфир «Городские пижоны», который позиционировался как проект для образованной молодой аудитории из крупных городов. В рамках «Пижонов» канал переводил и выпускал телесериалы и многосерийные фильмы, подобранные на основе статистики поисковых запросов, скачивания и интереса блогеров. В ночном эфире «Первого» выходили сериалы «Офис», Californication, «Грязные мокрые деньги», «Шерлок», «Подпольная империя», «Карточный домик», «Перевозчик» и др., с 2014 года — документальные фильмы о деятелях искусства и культуры. Проект был успешным, сериалы получили высокие рейтинги, с 2008 года «Городские пижоны» выходили в эфире каждый год (за исключением 2012).

Шаг в сторону молодой телеаудитории нашёл отражение в рекламной стратегии «Первого канала». С января 2012 года телеканал перешёл на продажу рекламы по аудитории 14—59 лет вместо применявшейся ранее «старше 18 лет», таким образом сделав акцент на наиболее привлекательный для рекламодателей сегмент.

Измерение телесмотрения

В качестве главы ОРТ, а затем «Первого канала», Эрнст был последовательными критиком технологии сбора статистики о телесмотрении с помощью пиплметров, на которую опирался крупнейший измеритель TNS Gallup Media (в дальнейшем — TNS Russia). Технологию он считал устаревшей, собранные данные — нерепрезентативными и ангажированными. В частности, Эрнст был уверен, что TNS системно занижал рейтинги телешоу и сериалов канала. В 2002 году «Первый» запустил собственную службу измерения аудитории по технологии CATI (сбор информации о телесмотрении посредством телефонных опросов), с 2005 — прекратил сотрудничество с TNS, став единственным крупным телеканалом, который не работал с измерителем. В 2003—2004 годах по инициативе Эрнста некоммерческое партнёрство телеканалов, рекламных агентств и рекламодателей «Медиакомитет» провело два тендера на выбор единого медиаизмерителя, но определить победителя не получилось. В 2014 году созданный при участии канала «Индустриальный комитет по телеизмерению» планировал ещё один конкурс, но из-за кризиса было решено от него отказаться.

На протяжении этих лет измеритель безуспешно пытался восстановить сотрудничество с «Первым каналом». После вступления в силу закона, запрещающего иностранным компаниям заниматься измерением телеаудитории, TNS Russia был продан дочерней структуре ВЦИОМа, которая развивала собственные технологии измерения телесмотрения. В 2017 году измеритель, переименованный в Mediascope, смог договориться с «Первым», пообещав возможность влиять на стратегию развития компания и методику замеров аудитории. В 2019 году Эрнст официально объявил об окончании конфликта и выразил надежду на дальнейший переход от пиплметров к современных инструментам измерения телесмотрения.

Телеблаготворительность

«Российская газета» отмечала персональный вклад Эрнста в развитие в России благотворительности в телевизионном формате. Первые крупные проекты были запущены совместно с «Русфондом» в 2011 году. Знаковым для канала стал 10-часовой телемарафон, в ходе которого ведущие и телезвёзды собирали пожертвования в помощь пострадавшим наводнения на Дальнем Востоке. С 2014 года «Первый» начал перечислять средства, полученные в ходе платного смс-голосования в шоу «Голос» в благотворительные фонды. Корреспондент отдела культуры «Московского комсомольца» Ян Смирницкий отмечал, что именно «Первый канал» запустил тренд на благотворительность на телевидении, сделал её массовой и простой для доноров. Поздравляя «Первый канал» с 20-летием в 2015 году, премьер-министр Дмитрий Медведев отдельно отметил благотворительные акции телеканалы, которые назвал достойными самых высоких рейтингов. Спустя год Эрнст был отмечен всероссийской премией в области благотворительности для печатных и электронных СМИ «В союзе слова и добра» с формулировкой «За постоянную работу, обеспечивающую поддержку культуры благотворительности в России».

Прочее

В 1999—2005 годах Эрнст был генеральным директором российского лейбла звукозаписи REAL Records, созданного на месте «ОРТ-Рекордс». Позднее он уступил директорское кресло Алёне Михайловой, был президентом компании, а после выхода иностранных акционеров — совладельцем. За этот период под лейблом Real Records и его сублейблом Iceberg Music вышли более 300 альбомов, в том числе записи Валерия Меладзе, «Сплина», «Чайфа», «Мумий Тролля», группы «Кино» и пр., в карьере некоторых (например, Земфиры) сотрудничество с Real Records сыграло большую роль.

На протяжении многих лет Эрнст занимает пост председателя жюри Высшей лиги КВН — одной из популярных передач «Первого канала».

Весной 2016 года президент Украины Пётр Порошенко визировал решение Совета национальной безопасности и обороны, в соответствии с которым Эрнсту и 16 другим журналистам, редакторам и руководителям СМИ был запрещён въезд на территорию Украины. Ранее в 2014 году Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания ходатайствовал о запрете въезда на территорию Украины 49 российским журналистам, включая Эрнста. Ходатайство в отношении 35 лиц было удовлетворено Службой безопасности Украины.

Общественная деятельность

В качестве генерального директора телеканала Эрнст участвовал в деятельности общественных и отраслевых объединений и организаций. В мае 2002 года он стал действительным членом, Национальной академии кинематографических искусств и наук, а летом возглавил новообразованный Индустриальный комитет — объединение, предназначенное для представления интересов медиаотрасли в органах власти и лоббировании значимых для участников инициатив. Помимо Эрнста, учредителями Комитета выступили руководители телеканалов ВГТРК, НТВ, СТС, REN-TV, ТВЦ и некоммерческого партнёрства «Медиа-социум», радиостанций «Европа Плюс» и «Маяк», главные редакторы «Известий», «Газеты», «Московских новостей» и журнала Cosmopolitan, представители информационного агентства ИТАР-ТАСС, Национальной ассоциации телерадиовещателей, общероссийской ассоциации работников СМИ «Медиасоюз», «Русской медиагруппы» и компании Video International. В 2002—2003 годах Комитет выступал с предложениями поправок к закону «О средствах массовой информации» и разрабатывал профессиональные этические нормы.

Кроме того, в 2005 году Эрнст вошёл в попечительский совет фестиваля «Кинотавр», в 2008 — в попечительский совет Высшей школы телевидения Московского государственного университета, в 2009 году — в правительственный Совет по развитию отечественной кинематографии под председательством премьер-министра Владимира Путина, а в 2013 году — в общественный совет Государственного центрального музея кино, учреждённый Министерством культуры для поддержки культурной институции.

Продюсерские проекты

Телевидение

Русский проект

«Русский проект» — серия социальных рекламных видеороликов, спродюсированная Эрнстом, Денисом Евстигнеевым и Петром Луциком в 1995—1996 годах и транслировавшаяся в эфире ОРТ. Евстигнеев рассказывал журналистам, что написал первые два сценария для конкурса микрофильмов к 50-летию победы в Великой Отечественной войне, но они не подошли по формату, а один из текстов случайно попал на стол Эрнсту. Идея понравилась недавно назначенному главному продюсеру, и тот предложил Евстигнееву совместно снять целую серию коротких роликов о жизненных ценностях с участием популярных советских и российских актёров. Предполагавшийся к выпуску как реклама телеканала ОРТ, «Русский проект» вышел за рамки первоначальной задумки и стал первой в России социальной рекламой, а некоторые критики усмотрели в нём успешную творческую формулировку национальной идентичности.

Кинофильмы

В качестве кинопродюсера Эрнст впервые выступил в 1998 году, став сопродюсером фильма Александра Рогожкина «Блокпост» и киноленты «Мама» Дениса Евстигнеева. Фильмы имели большой успех в России и за рубежом, получили высокие отзывы кинокритиков и награды российских и международных кинофестивалей. Не ориентированные на кинопрокат, они распространялись на видеокассетах, производством которых занималась зарегистрированная в октябре 1996 года компания ЗАО «ОРТ-Видео». Продолжая сотрудничество с режиссёрами, в 2000 году Эрнст выступил продюсером нового фильма Рогожкина «Особенности национальной охоты в зимний период», а в 2002 — сопродюсером картины Евстигнеева «Займёмся любовью», который стал первой российской кинолентой, изучавшей тему секса и молодёжной культуры.

В 2004 году Эрнст и Анатолий Максимов, по приглашению Эрнста возглавившего кинопоказ ОРТ в 1995 году, сформировали продюсерский тандем и совместно выпустили несколько коммерчески успешных фильмов, первоначально задуманных как телевизионные проекты. За драмой о моряках-подводниках «72 метра», окупившейся за счёт многосерийной телевизионной версии, последовали «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «Дневной дозор» и «Ирония судьбы. Продолжение», раз за разом повышавшие планку сборов в прокате. Сотрудничество с Эрнстом и Максимовым дало толчок кинокарьере режиссёра Тимура Бекмамбетова — после успеха дилогии «Дозоры» он получил от кинокомпании Universal Studios приглашение снимать в Соединённых Штатах боевик «Особо опасен».

После серии кассовых блокбастеров Эрнст принял участие в работе над экспериментальными проектами — мультипликационным фильмом «Моя любовь» режиссёра Александра Петрова, номинированным на премию «Оскар» в 2008 году; полнометражным мультфильмом «Про Федота-стрельца, удалого молодца»; фильмом Сергея Соловьёва «Анна Каренина», картиной Алексея Учителя «Край», получившей номинацию на «Золотой глобус» и криминальной драмой «Чужая», снятой по сценарию писателя-контркультурщика Владимира «Адольфыча» Нестеренко.

В 2011 году вышел ещё один фильм Эрнста и Максимова — байопик «Высоцкий. Спасибо, что живой» по сценарию сына поэта Никиты Высоцкого. Работа над фильмом длилась 5 лет, в ней участвовали режиссёры Александра Митта и Игорь Волошин, а непосредственно съёмками занимался Пётр Буслов. Ещё одним «долгостроем» стал фильм «Викинг», над которым Эрнст и Максимов работали 7 лет. Премьера киноленты состоялась 29 декабря 2016 года. Историческая драма стала первой российской картиной, которая вошла в общемировую десятку самых кассовых лент уик-энда.

Ночной Дозор

Работа над фильмом «Ночной Дозор» по мотивам одноимённого романа Сергея Лукьяненко принесла Эрнсту широкую известность в качестве кинопродюсера. Именно Эрнст, по словам режиссёра кинолетны Тимура Бекмамбетова, принадлежала идея сделать по мотивам «Дозора» большое кино с переработанным сценарием и современными технологиями съёмки. Эрнст же отмечал, что изначально видел в режиссёрском кресле только Бекмамбетова и год уговаривал старого знакомого (ещё со времён «Матадора») взяться за проект.

Вышедший в прокат 8 июля 2004 года, «Ночной Дозор» за неделю стал самым кассовым российским фильмом. Коммерческий успех картины заинтересовал дочернюю компанию студии «XX век Фокс» Fox Searchlight, и в августе она приобрела права на мировой прокат кинофильма и его сиквелов за 4 миллиона долларов. Совокупные сборы картины составили 34 миллиона долларов, в том числе 16 миллионов в России. Осенью Национальная академия кинематографических искусств и наук выдвинула фильм на соискание премии «Оскар» в номинации фильмов на иностранном языке.

В числе главных причин успеха фильма участники кинорынка отмечали продюсерскую работу, беспрецедентную для российского кинорынка рекламную кампанию и информационное сопровождение работы над фильмом, обеспеченное «Первым каналом». Состоявшийся осенью 2004 года форум «Кино Экспо» признал Эрнста человеком года в кинобизнесе, а осенью 2005 года Эрнст и Максимов в амплуа кинопродюсеров получили ежегодную премию журнала GQ в номинации «Открытие года». В прессе «Ночной Дозор» получил характеристику «первого российского блокбастера» и переломного момента в истории отечественного кинематографа, а в перспективе нескольких лет его успех спровоцировал значительный рост инвестиций в кинопроизводство.

Мероприятия

Евровидение — 2009

В число продюсерских работ Эрнста, отмеченных профессиональным сообществом, входит конкурс «Евровидение — 2009» в Москве, заместителем председателя оргкомитета которого он был назначен в августе 2008 года. В рамках конкурса «Первый канал» стал площадкой для отбора представителя России на «Евровидении» и выступил каналом-вещателем выступлений участников. Аудитория «Евровидения — 2009» в Европе составила рекордные для конкурса 122 миллиона человек; по данным TNS Russia, прямую трансляцию финала конкурса в России посмотрели 55,5 % всех телезрителей того дня (входящих в рецензируемую группу от 14 до 59 лет). Участие Эрнста в организации конкурса было отмечено почётной грамотой, вручённой президентом России Дмитрием Медведевым, а телевизионная трансляция получила 5 премий «ТЭФИ», включая награду в категории «Продюсер телевизионной программы».

Церемонии открытия и закрытия XXII Зимних Олимпийских игр

В 2014 году Эрнст выступил креативным продюсером и автором сценариев церемоний открытия и закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи. В интервью он рассказывал, что в 2011 году вместе с художником-постановщиком Георгием Цыпиным и режиссёром-постановщиком Андреем Болтенко направил сценарий на конкурс, объявленный оргкомитетом «Сочи 2014», а жюри выбрало их сценарий из числа предложенных. По словам продюсера Андрея Насоновского, которого Эрнст пригласил на должность генерального директора специально учреждённого Агентства по проведению церемоний, Эрнст взял на себя полное руководство рабочим процессом и все сопутствующие риски. Под его началом над представлением работали 12 тысяч человек из разных стран. Специально для церемонии открытия были внесены изменения в проект олимпийского стадиона Фишт: над открытым полем был возведён купол, на перекрытиях которого монтировались конструкции для подъёма людей и объектов в воздух.

Следуя традиции, церемония открытия Олимпиады в Сочи была посвящена истории и культуре страны-хозяйки: она началась с аллегорического представления разнообразия российской природы, продолжилась фильмом о символической связи России и Греции, а смена исторических эпох была преподнесена через отражающие их произведения искусства. Журналисты высоко оценили представление истории XX века, рассказанной языком русского авангарда, а впоследствии директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отдельно отмечала роль церемонии в росте интереса к представленным в собрании музея работам художников-авангардистов, который, по её словам, подтверждается статистикой продаж билетов. В сценарий церемонии не вошла минута молчания, которой Эрнст планировал проиллюстрировать годы Великой Отечественной войны: он исключил её по настоянию Международного Олимпийского комитета.

Вклад Эрнста в подготовку церемоний был отмечен государством и творческим сообществом. В марте 2014 года президент России Владимир Путин вручил Эрнсту орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. В сентябре журнал GQ присвоил ему звания «Человека года» и «Продюсера года», а проект «Сноб» вручил премию «Сделано в России — 2014». Сама церемония была удостоена гран-при национальной премии «Событие года», российской общенациональной телевизионной премии «Тэфи», четырёх номинаций на «Эмми» и одной награды за световое оформление. В апреле 2015 года стало известно, что оргкомитет XXIII зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане пригласил Эрнста на роль консультанта в подготовке церемоний открытия и закрытия зимних Олимпийских игр 2018 года.

Парад Победы и Парад ВМФ

Эрнст — руководитель трансляций крупных государственных мероприятий, таких как парад в День Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге и Парад Победы в Москве. Журналист The New Yorker отмечал заслугу Эрнста в преобразовании прямых трансляций этих событий в масштабные и эффектные шоу. Так, для съёмки парада в честь дня ВМФ в 2017 году были задействованы почти 70 телекамер, размещённых на крышах главных городских достопримечательностей, на фортах Кронштадта, на кранах, тросах, дронах, вертолётах, на моторных лодках, которые кружили вокруг кораблей ВМФ, на фюзеляжах и в кабинах боевых самолётов. По числу зрителей трансляция парада обошла даже церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи, а «Российская газета» сравнила её масштаб и красочность с фильмом Кристофера Нолана «Дюнкерк». Над трансляцией Парада Победы в 2020 году работали более 800 человек, а съёмка велась с камер, установленных на самолётах, в брусчатке, на тросах, протянутых над площадью, на небольших роботах, которые двигались вдоль марширующих колонн.

Личная жизнь

Семья

  • Первой известной парой Эрнста стала театральный критик Анна Силюнас. В неформальном браке у них родилась дочь Александра, которая носит фамилию отца.
  • С 1998 по 2010 год Эрнст состоял в отношениях с продюсером Ларисой Синельщиковой, возглавлявшей «ВИD», а затем созданную на его базе компанию «Красный квадрат». Светская периодика неоднократно называла Синельщикову супругой Эрнста, но в браке они не состояли. Совместных детей у Эрнста и Синельщиковой не было.
  • С 2014 года Эрнст находится в отношениях с Софьей Заикой, бывшей сотрудницей модного дома Ульяны Сергеенко . В 2017 году пара узаконила отношения. У них трое детей: дочери Эрика (2016 г. р.), Кира (2017 г. р.) и сын, который родился в 2020 году.

Хобби

Эрнст — увлечённый коллекционер комиксов. Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов в интервью признавался, что разделяет увлечение главы «Первого канала» и по-дружески соревнуется с ним в покупке новых изданий.

Оценки

В декабре 2019 года интернет-издание «Медуза» опубликовала статью специального корреспондента Анастасии Яковлевой, посвящённую финансовым проблемам «Первого канала». Со ссылкой на многочисленных собеседников, связанных с телевизионной отраслью, автор обозначила обстоятельства, которые способствовали росту долгов главного телеканала страны. Так, из статьи следовало, что с 1990-х годов власти избегали обязательств оплачивать работу сразу двух федеральных телеканалов, и если государственный ВГТРК ежегодно получал щедрые субсидии, «Первый» (принадлежавший государству на 51 %) с 2000 года получил господдержку только три раза — в 2015, 2017 и 2019 годах и в несоизмеримо меньшем объёме. По каналу сильно ударили падение рекламного рынка и обвал рубля как следствие международных санкций за присоединения Крыма к РФ. Ряд собеседников «Медузы» отмечали, что свою роль в кризисе сыграли управленческие решения Эрнста, «слишком творчески жадного, чтобы быть хорошим бизнесменом». В благополучные 2000-е и вплоть до 2014 года «Первый канал» не сильно беспокоился о расходах и вкладывал большие средства в контент: заказывал пилоты телесериалов, запускал шоу по лицензии, ставил в эфир неформатные и экспериментальные телепроекты. Поэтому вынужденная экономия после 2014 года сильнее, чем у остальных, сказалась на его рейтингах и рекламных доходах. Возможной причиной проблем «Первого канала» с получением субсидий собеседники издания также назвали натянутые отношения между Эрнстом и первым замглавы администрации президента Алексеем Громовым, курирующим работу с крупнейшими СМИ. Эрнст намного менее компромиссен, чем глава ВГТРК Олег Добродеев, и поэтому, считают источники, чиновник использует финансы для давления на него.

В опубликованной журналом The New Yorker статье «Креативный директор Кремля» (англ. The Kremlin’s Creative Director) московский корреспондент издания Джошуа Яффа подчеркнул роль Эрнста в формировании визуального стиля политической жизни страны при Владимире Путине. Так, Эрнсту принадлежала идея переноса церемонии инаугурации президента из модернистского Государственного Кремлёвского дворца в парадный Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца. Он же был автором идеи прямой линии с Владимиром Путиным, в ходе которой тот на протяжении нескольких часов отвечал на вопросы граждан. Государственные мероприятия, такие как Парад Победы, силами Эрнста превратились в масштабные постановки со сложной операторской работой, а церемонии открытия и закрытия Олимпиады в Сочи — демонстрацией включённости России в мировой культурный контекст. Яффа также отметил вклад Эрнста в творческую составляющую эфира «Первого канала», в том числе фильмы, сериалы и телепередачи на более острые темы, чем можно было ожидать от государственного телеканала. Журналист также привёл слова Юлии Панкратовой (ведущей новостей «Первого канала» в 2006—2013 годах), которая подчёркивала непреложный редакционный стандарт: можно заниматься пропагандой, но нельзя опуститься ниже определённого уровня. Отмечая этатистские взгляды Эрнста, журналист подчеркнул, что даже транслируя официальный нарратив, «Первый канал» делает это умеренно и со вкусом в сравнении с конкурентами — ВГТРК и НТВ.

Конфликт с Земфирой

В качестве музыкального сопровождения церемонии открытия Олимпиады в Сочи 7 февраля 2014 года использовались известные произведения российских музыкантов, в том числе ремикс на композицию Земфиры «Хочешь?». Певица, которая надеялась лично выступить на открытии, обвинила Эрнста и других организаторов в нарушении авторских прав. Поддержки претензии Земфиры не получили: многие сочли это попыткой напомнить о себе в контексте Игр. Юрист, который комментировал ситуацию для «Радио Свобода», отметил, что российский закон допускает использование произведений без согласия автора и вознаграждения в ходе официальных мероприятий. По словам Эрнста, он пытался урегулировать конфликт по телефону, но певица не взяла трубку. Позднее Земфира отказалась от обвинений, а её представитель сообщил, что причиной недовольства стало воспроизведение ремикса, а не оригинала.

Награды и звания

Государственные

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (24 марта 2014 года) — за большой вклад в организацию подготовки и проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи и обеспечение успешного выступления сборных команд России
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 февраля 2011 года) — за большой вклад в развитие отечественного телевидения и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 ноября 2006 года) — за большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «Достык» II степени (3 ноября 2017 года, Казахстан) — за значительный вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами Казахстана и Российской Федерации, развитие культурных связей
  • Орден Дружбы (25 декабря 2008 года, Южная Осетия) — за объективное освещение событий в период вооружённой агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года
  • Медаль «Участнику военной операции в Сирии» (17 апреля 2016 года) — за высокий профессионализм и объективность в освещении военной операции в Сирийской Арабской Республике
  • Премия Правительства Российской Федерации в области СМИ (13 декабря 2017 года) — за организацию трансляции военно-морского парада в Санкт-Петербурге, приуроченного ко Дню военно-морского флота
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (9 декабря 2009 года) — за активное участие в подготовке и проведении конкурса эстрадной песни «Евровидение-2009» в Москве
  • Благодарность Президента Российской Федерации (30 мая 2018 года) — за активное участие в общественно-политической жизни российского общества
  • Благодарность Президента Российской Федерации (23 апреля 2008 года) — за информационное обеспечение и активную общественную деятельность по развитию гражданского общества в Российской Федерации.
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (4 февраля 2012 года) — за заслуги в развитии отечественного телевидения и плодотворную творческую деятельность

Профессиональные

  • Награда фестиваля «Кинопресса-92» в номинации «Лучшая книга, публикация, теле- и радиопередача о кино» (13 января 1993 года) — за передачу «Матадор»
  • Премия «ТЭФИ» в номинации «Лучшая продюсерская работа» (24 мая 1998 года) — за музыкальный фильм «Старые песни о главном-3»
  • «Приз прессы» Первого открытого российского конкурса рекламы за выдающийся пример социальной рекламы последних лет" и приз журнала «Реклама» (1999 год) — за ролики серии «Русский проект»
  • Премия ТЭФИ" в номинации «Лучшая продюсерская работа» (2000 год) — за телесериал «Убойная сила»
  • Премия «ТЭФИ» в номинации «Продюсер фильма/сериала» (20 сентября 2010 года) — за телесериал «Школа»
  • «Медаль чести» на телерынке в Каннах (9 апреля 2014 года) — за работу сценариста церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, успешные проекты «Первого канала», за продюсерскую деятельность по производству теле- и кинофильмов, работу по производству российских версий международных форматов телепрограмм
  • Премия «ТЭФИ» в номинации «За личный вклад в развитие российского телевидения» (2014)

Прочие

  • Национальная премия «Дарин» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2001 год)
  • Премия «Человек года» журнала GQ в номинации «Открытие года» (совместно с Анатолием Максимовым) — за продюсерскую работу над фильмом «Ночной дозор»
  • Орден «Во имя России» и наградной кортик (14 мая 2006 года)
  • Шуточная антипремия «Абзац» в номинации «Почётная безграмота» с формулировкой (16 марта 2007 года) — как физическому воплощению самой большой рейтинговой доли телевидения, оглупляющего простого человека, отрывающего его от книги и чтения, от всякого проявления культуры
  • Премия журнала GQ в номинациях «Человек года» и «Продюсер года» (2009 год) — за возвращение «Первому каналу» просвещённой и обеспеченной аудитории и за участие в проведении конкурса «Евровидение» в Москве
  • Премия журнала GQ в номинациях «Человек года» и «Продюсер года» (2014 год) — за церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи

Фильмография

Продюсер

Сценарист

  • Ирония судьбы. Продолжение (2007)
  • Старые песни о главном 3 (ТВ) (1998)
  • Старые песни о главном 2 (ТВ) (1997)
  • Старые песни о главном (ТВ) (1996)

Актёр

  • Старые песни о главном 2 (ТВ) (1997) — третий Дед Мороз