Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




05.12.2022


03.12.2022


02.12.2022


01.12.2022


30.11.2022





Яндекс.Метрика





Хунэус, Андреас Херман

26.10.2022

Андреас Херман Хунэус (дат. Andreas Herman Hunæus; 8 декабря 1814, Коллинг — 15 мая 1866, Копенгаген) — датский художник эпохи Золотого века.

Биография

Андреас Хунэус родился 8 декабря 1814 года в Коллинге, в семье лейтенанта, а позже капитана городской милиции (дат. Borgervæbningen) Андреаса Хермана Хунэуса (дат. Andreas Herman H.) и его жены Яны Петрины Войдеман (дат. Jana Petrina Woydemann). Хунэус был глухим, вероятно с рождения, по крайней мере со второго года отроду и, как следствие, у него не развивалась речь. В 1823 году он был определён в Королевский институт для глухонемых (дат. Døvstummeinstituttet), где он обучался ремеслу портного до своего подтверждения в 1830 году. Юный Андреас рано проявил свой талант к рисованию и отец отправил его обучаться живописи. В 1831 году Хунэус становится студентом Датской Королевской Академии изящных искусств в Копенгагене, где он обучается в классе Й. Л. Лунда, известного художника исторической живописи. В 1833 году он дебютирует на весенней выставке в Шарлоттенборге. В 1841 году становится обладателем малой серебряной медали. В мае 1847 года Хунэус женился на Торе Йоханне Катрине Гарбрехт (дат. Thora Johanne Cathrine Garbrecht) (24.01.1824-(?)01.1866), дочери торговца, позже оптовика, обер-лейтенанта Йохана Герхарда Фредерика Гарбрехта и его жены Катрины Крестины Ларсины Мюллерц. Сосредоточившись на портретной живописи, Хунэус приобрел известность и стал популярным портретистом. В 1857 году его кандидатура была предварительно согласована в члены Академии, но из-за того, что статут Академии в тот момент претерпевал изменения, он так и не был избран членом Академии .

Хунэус А. Х. Портрет Торы Хунэус, жены художника, 1848. Государственный музей искусств, Копенгаген.

В начале 1866 года скончалась его жена Тора. Её смерть сильно потрясла Хунэуса и он скончался вслед за ней спустя три с лишним месяца — 15 мая 1866 года.

Творчество

В начале своего творчества Андреас Хунэус писал пейзажи. Это были мотивы окрестностей Копенгагена и Коллинга. Однако главным направлением его творчества стала жанровая и особенно портретная живопись. Именно как портретист он стал известен в своем зрелом творчестве. Потомки отвели Хунэусу место среди малоизвестных художников Золотого века, но он был одним из самых востребованных и популярных портретистов своего времени с довольно широкой клиентурой. Среди его клиентов были обычные горожане, ремесленники, предприниматели и даже члены королевской семьи. Его популярность в основном объяснялась ярко выраженной способностью художника доставлять желаемый портрет, в котором наилучшим образом сочетались приятное восприятие и индивидуальность портретируемого. Удачно ухваченные характеры персонажей также явились основным элементом в его известной картине «На копенгагенском валу накануне Великого дня молитвы» (дат. «På Københavns Vold aftenen før Store Bededag»). И хотя жанровая живопись Хунэуса не является большой оригинальностью, эта картина вызвала наибольший интерес среди его работ. На картине изображены известные и неизвестные копенгагенцы в анекдотической и весьма вольной инсценировке. Картина напоминает жанровые сценки весёлой крестьянской жизни из полотен Кристиана Шлейснера и Юлиуса Экснера, но в ней не достает композиции и связности между фигурами и пространством. Хунэус также выполнил серию картин с религиозными мотивами, в том числе несколько алтарей, свидетельствующих о влиянии на его творчество религиозной живописи академического профессора Й. Л. Лунда, в то время как его портреты выполнены в реалистичной манере, в которой прослеживается школа К. В. Эккерсберга.

«На копенгагенском валу накануне Великого дня молитвы»

Хунэус А. Х. На копенгагенском валу накануне Великого дня молитвы, 1862. Государственный музей искусств, Копенгаген.

Впервые эта картина выставлялась на весенней выставке в Шарлоттенборге в 1862 году. На этой картине изображена сцена променада по копенгагенскому валу накануне Великого дня молитвы. Ещё в 1686 году король Дании Кристиан V издал декрет, согласно которому все местные разрозненные римско-католические праздники объединялись в один единый большой праздник, который получил название «Великий день молитвы» (дат. Store Bededag). Этот День выпадал на четвертую пятницу после Пасхи. По сложившейся традиции, которая берет свое начало примерно с середины XVIII века, накануне Праздника, вечером, горожане выходили из своих домов нарядные, чтобы себя показать и на других посмотреть. Они совершали шествие по городским валам. В один и тот же час в церквях начинали звонить колокола, возвещая о приближении Великого дня молитвы. После начала колокольного звона были запрещены любые мирские удовольствия и все спиртные напитки, чтобы люди могли духовно подготовиться к молитве в церкви. На этой картине среди прочих персонажей изображены известные личности Копенгагена. Хунэус отвел им самые разные роли в своей картине, а некоторые из них оказались даже скандальными.

Известные личности

На переднем плане справа мы видим двух джентльменов в шляпах. В чёрной шляпе — оптовик, коммерческий агент В. О. Фундер, а рядом с ним в светлой шляпе — писатель Меир Арон Гольдшмидт, бывший редактор журнала «Корсар». Им навстречу идет госпожа Рихтер, хозяйка дома, в котором жил Хунэус, она в компании с коммерческим агентом М. Й. Филлипсоном. Примечательны детали, касающиеся последней пары. На картине видно, как фру Рихтер и г-н Филлипсон ведут задушевную беседу. Правой рукой фру Рихтер приподнимает юбку так, что из-под неё виден кринолин. Примечательна также сцена с собакой. Собака традиционно считается символом верности. Но здесь мы видим сорвавшуюся вместе с поводком беглянку, пробегающую перед этой парой. Это наводит на определённые мысли, касательно Рихтер и Филлипсона. Именно эта сцена после смерти художника вызвала скандал.

На заднем плане человек в кепке опирается на дерево. Это председатель гильдии пекарей, и он накануне Праздника отдыхает вместе с другими. Сатира с пекарем заключается в следующем. С середины XIX века, но, возможно и раньше, был обычай есть пшеничную выпечку в Великий день молитвы. Но поскольку пекари, как и все остальные горожане, должны были быть в этот День с утра в церкви и молиться, они не должны были выходить на работу. Приготовлять выпечку было заведено накануне Праздника, а люди должны были запастись ею заранее, чтобы на следующий день разогреть её и употребить. Но смысл обычая состоял в том, чтобы употребить выпечку свежеиспеченной, ещё хрустящей. Здесь художник изобличает пекаря, намекая на то, что он предпочтет молитве работу и с утра будет занят своим обычным делом.

Но не всех известных персонажей коснулась сатира Хунэуса. На дальнем плане возле правого дерева мы видим человека в высокой чёрной шляпе и с тростью, поднесенной к подбородку. Это поэт Кристиан Винтер. Художник изобразил его в романтическом образе. Винтер был лирическим поэтом и галантным в обращении с дамами. У него было чуткое сердце и мягкий язык поэзии. На этой картине Хунэус изобразил Винтера в компании со своей женой Юлией.

В левой части картины на заднем плане между фигур проглядывается пожилая пара. Это Принц Фердинанд с принцессой Каролиной. Принц Фердинанд был преемником на трон с 1848 года после своего племянника — короля Фредерика VII, и он мог бы стать королем, если бы прожил на пять месяцев дольше и пережил Фредерика. Его кузина и супруга принцесса Каролина была дочерью Фредерика VI, она относилась с большой толерантностью к пристрастию своего мужа к женщинам и карточным играм (Фердинанд проиграл 400 000 ригсдалеров). Принц и принцесса были уважаемы в народе. Благородная чета оказывала помощь в госпитализации больных во время эпидемии холеры в 1853 году, оставаясь в Копенгагене, а не бежала из города, как это сделала остальная честная компания. Хунэус изобразил их респектабельно — принц Фердинанд в мундире и отдает честь, приложив правую руку к головному убору.

Художник также изобразил здесь себя и членов своей семьи. Мальчик в центре — сын Хунэуса. В правой части картины на заднем плане сам Хунэус — он в чёрной высокой шляпе, а на переднем плане — его дочь и её няня, они одеты в региональные костюмы Хедебоайн (дат. Hedeboegnen).

Скандал

На выставке в Шарлоттенборге в 1862 году картина не вызвала никакого особого переполоха в связи с её сюжетом. Возможно это из-за того, что там присутствовал узкий круг людей, приближенных к искусству или связанных с ним, и никто из них не обратил внимание на некоторые детали, вызвавшие позже скандал. После смерти Хунэуса в 1866 году эту картину приобрел арт-дилер Юлиус Коэн. Он выставил её на витрине на Amagertorv, 21, в центре Копенгагена. Там картина была увидена многими горожанами. Особую страсть в сюжете картины у зрителей вызвала узнанная фру Рихтер, идущая в компании с агентом Филлипсоном. Дело в том, что Филлипсон был известен в городе не только своим талантом в коммерческих делах, но и слыл талантливым обольстителем прекрасного пола. По городу быстро поползли соответствующие слухи, дошедшие и до госпожи Рихтер. Позже она вспомнила, как однажды встретившись на лестнице с художником, тот попросил у неё разрешение изобразить её в своей картине. Рихтер охотно согласилась, но при этом, по её словам, не было никакой договоренности, что она будет изображена в компании с Филлипсоном или с кем-либо ещё. Учитывая, что Хунэус был глухонемым, ему, вероятно, было физически нелегко спрашивать разрешение у фру Рихтер, и уж тем более трудно представить себе возможность обсуждения с ним подробных деталей. Следует заметить и то, что глухонемой Хунэус мог ничего не слышать и не знать о пикантных подробностях жизни Филлипсона. Госпожа Рихтер выкупила эту картину у Коэна за цену, в четыре раза превышающую закупочную, чтобы только скрыть её от новых любопытных глаз. В течение нескольких лет картина была сокрыта, но с 1874 года её разрешили повесить в семейном доме. По желанию госпожи Рихтер, семья передала картину в Национальный художественный музей. Сегодня её можно увидеть в Копенгагенском музее.

Портрет принцессы Дагмар

Хунэус А. Х. Портрет принцессы Дагмар, 1860-е.

Эта картина была последней крупной работой Хунэуса. Она была закончена в 1866 году незадолго до того, как принцесса Дагмар переехала в Россию, чтобы стать императрицей России под именем Марии Федоровны, и незадолго до смерти Хунэуса, умершего после потери любимой жены в начале того же года. За время позирования художнику Дагмар узнала язык жестов и сурдо-алфавит Хунэуса. Она проявила интерес к проблеме глухонемых. Позже, в России, она покровительствовала искусству, в частности, живописи и возглавляла Ведомства учреждений императрицы Марии, в которое, в частности, входило подведомственное учреждение Санкт-Петербургское училище глухонемых. Сегодня этот портрет хранится в музее Амалиенборг в Копенгагене.

Вероятно, Хунэус не стал знаменитым художником по причине того, что среди его работ почти не было портретов знатных особ, кроме этой. После выполнения портрета принцессы Дагмар ему поступили и другие заказы из королевского двора, но их исполнению помешала безвременная смерть художника.