Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Мантисса (роман)

«Мантисса» (англ. Mantissa) — роман английского писателя Джона Фаулза, опубликованный в 1982 году.


Сюжет.

Роман состоит, по большей части, из диалога писателя Майлза Грина с музой Эрато. Этот разговор происходит в изолированной больничной палате, которая является либо метафорой креативного сознания, либо соответствует реальности (конечно, искусственной реальности романа). Параллельно развивается сюжет книги, которую Грин хотел бы написать - книги эротического содержания. Он лично играет в своем еще не до конца написанном творении героя мужского пола и позволяет Эрато преображаться в женщин, в том числе в двух одновременно. Замысел Грина выглядит следующим образом: амнезию его протагониста можно излечить только при помощи новейших методов лечения. Последние, на самом деле, не более, чем сексуальная стимуляция, которая, если верить врачу-неврологу мисс Делфи, очень важна для восстановления памяти. Это чрезвычайно необычное лечение далеко продвинулось в первой главе романа, но затем Эрато неожиданно восстает против воли автора. На странице (здесь буквально, потому что в дальнейшем герои время измеряют страницами), которая вызывает ее раздражение, муза прерывает сюжет, чтобы поговорить с Грином о дальнейшем развитии его работы. Таким образом, читатель сразу же сталкивается с двумя параллельными действиями, которые определяют в дальнейшем структуру и стиль романа.

Место действия

В романе нет однозначного ответа на вопрос, где развиваются события: в воображении Грина или в искусственной реальности романа. Решение этого вопроса предоставлено читателю и крайне запутано: автор постоянно дает различные подсказки, которые тут же опровергаются дальнейшим ходом действия.

Проблема рассказчика

Благодаря пересекающимся действиям, в романе нет единого лица, которое выполняет функцию повествователя. С одной стороны, это делает сам Фаулз, который выступает от третьего лица. С другой стороны, включая функцию "роман в романе" или опцию метаромана, Фаулз часть своих полномочий отдает Грину, который как раз "live" (в присутствии читателя) дорабатывает концепцию своего повествования. Эрато тоже не остается в стороне, прерывая Грина и требуя, чтобы ее идеи, достаточно конкретные, чтобы превратиться в одну из фабул, тоже стали частью изложения Грина, что, в свою очередь, модифицирует и излагаемое Фаулзом действие.

В соответствии с "Концепцией смерти автора", на которую постоянно ссылаются оба протагониста, литературный герой постепенно превращается в со-писателя, а затем и в литературного диктатора, который навязывает реальному творцу свою волю.

Теория литературы как тема произведения

Диалоги предельно интеллектуальны: в них поднимаются, прежде всего, литературоведческие темы: роли автора в произведении, видоизменения современной литературы, отказа от античного наследия, теории постмодернизма, интерпретации мифологии, влияния христианства на литературу, возникают новые трактовки известных филологических дискурсов: личности Гомера, личности Шекспира. Так как Майлз Грин - специалист по английской литературе, текст изобилует отсылками к известным российскому читателю авторам и к тем, кто знаком только любителям литературы Великобритании.

Многообразие тем

Сводить книгу к чисто внутри литературному спору, однако, не стоит. Эрато и Майлз демонстрируют по ходу диалогов особенности мужского и женского интеллектов, постоянно спорят друг с другом - их темы сменяются с общественных на личные. Часто речь идет о мужском шовинизме и попытках женщины освободиться от него, особенно в творчестве, но и в жизни. Сам сюжет построен таким образом, что после, казалось бы, уже неминуемой интеллектуальной победы одного из героев, тут же наступает длительная фаза его поражения, торжество противоположной точки зрения.

Стиль

Роман написан в форме диалога, который неструктурирован и кажется хаотичным. Важный прием повествования в связи с этим - неожиданные повороты. Читатель никогда не может предсказать тему диалога, которая будет актуальной через два или три абзаца.

Спор Эрато и Грина носит экзистенциальный характер. Они намереваются одержать полную интеллектуальную победу. На кону стоит все: для Грина это вопрос самоуважения и даже сохранения мужского достоинства, своего будущего в литературе. Эрато борется за то, чтобы иметь возможность и дальше существовать как муза, за контроль над литературой, за существование в качестве богини.

Напряжение достигается за счет обмена взаимоисключающими аргументами, радикальными и несоединимыми настолько, что поиски "золотой середины" заранее не имеют смысла. Часть этих аргументов узкоспециальна, что требует от читателя определенной подготовки.

Чтобы читатель не устал, Фаулз вводит паузы, во время которых герои заключают перемирие, притворно признавая свое поражение, или занимаются любовью. Такие сцены подводят к смене перспективы, к появлению новых аргументов.

Важный элемент романа - эротика. Почти две трети книги оба протагониста проводят в неглиже. Даже когда они находятся в самом пылу спора, оба испытывают половое влечение друг к другу. Часть романа они общаются в позиции, которую любовники занимают непосредственно перед началом полового акта. Обнаженные тела подробно описаны. Некоторые страницы книги можно считать порнографическими.

Победа в споре ускользает то от одного, то от другой. Почти уже свершившееся поражение Грина знаменует начало его возвышения, и наоборот.

Особенностью текста является наличие в нем профессиональных терминов - чаще всего литературоведческих - часть из которых выдумана Фаулзом. Как правило, эти термины греческого происхождения. Русский читатель, в отличие от английского, информирован переводчиком о надуманности терминов и поэтому получает дополнительную информацию, недоступную носителям языка без подготовки.

Концовка романа - открыта. Большинство вопросов остаются без ответа. Несмотря на то, что Эрато уходит победительницей, часть аргументов Грина явно справедливы и задевают ее самолюбие за живое.

Критика

По мнению Баткина Л.М. «Мантисса» — это роман о писателе, о процессе рождения литературного произведения. Исходная амнезия в пустой больничной палате представляет собой аллегорию ничто, из которого рождается замысел, а совокупление становится отправным пунктом для «зачатия» и «рождения» романа.

Правда, при таком подходе к анализу не очень понятна суть последней сцены - в которой ничто восстанавливается в полном объеме и уже, похоже, не является вымыслом.

По ходу произведения герои Фаулза обсуждают различные философские проблемы, такие как место и роль автора или его взаимоотношения с текстом. Это дало писателю Дэвиду Лоджу основание назвать «Мантиссу» метароманом.

В конце романа Фаулз приводит определение из Оксфордского словаря: мантисса — «добавление сравнительно малой важности, особенно к литературному тексту или рассуждению». По мнению литературоведа Леонида Баткина, этот роман — дополнение к предыдущему творчеству писателя, однако не малой (здесь Фаулз снова играет), а исключительной важности. По мнению Джона Леонарда, описавшего «Мантиссу» как «удивительно скучный роман, ставший его [Фаулза] местью критикам, которые совершили грех непонимания», мантиссой может быть сам роман, а могут быть, по задумке автора, и критики.