Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Боссе, Гаральд Андреевич

Гаральд Юлиус Боссе (в русских текстах Гаральд Андреевич, Гаральд Эрнестович, Юлий Андреевич, нем. Harald Julius von Bosse; 17 (29) сентября 1812, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя — 26 февраля (10 марта) 1894, Дрезден, Саксония, Германская империя) — архитектор и художник периода эклектики, живший и работавший в Российской империи. Академик и профессор Императорской Академии художеств, статский советник.

Биография

Гаральд-Юлиус Эрнестов сын родился 17 (29) сентября 1812 года в Лифляндской губернии, в семье рижского профессора живописи и гравёра Эрнста-Готгильфа Боссе, чей дед перебрался в Россию из Галле на Заале в 1726 году.

Г. Боссе начинал учёбу в 1828 году в Дрезденской академии (Dresdner Akademie) у Готфрида Земпера. Заканчивал архитектурное образование в 1829—1831 годах в Дармштадте у придворного директора строений Георга Моллера

Переехал в Санкт-Петербург в 1831 и начал работать чертёжником у А. П. Брюллова. Получил звания от Императорской Академии художеств:

  • свободного художника (1832),
  • академика (1842),
  • профессора (1854).

С 1851 года работал в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Руководил практикой учащихся Строительного училища. Его ученики: К. К. Андерсон, Л. Ф. Фонтана, Н. А. Гаккель, Р. А. Гёдике, М. А. Макаров.

С 1851 по 1854 год работал в Риге. С 1854 года — надворный советник. В 1858 году назначен архитектором Императорского двора; получил чин коллежского советника. В 1862 году — статского советника и был награждён орденом Святой Анны 2-й степени. С 1870 года — член Петербургского общества архитекторов.

Боссе занимал дом 15 на 4-й линии Васильевского острова, построенный в 1847—1849 годах по его собственному проекту. С 1863 года жил с семьёй и работал в Германии, в Дрездене. Принадлежал к реформатской церковной общине Дрездена. Скончался 26 февраля (10 марта) 1894 года, на 82-м году жизни в Дрездене, где и похоронен на кладбище Троицы (фотография могилы).

Творческий метод

Согласно эстетике периода историзма архитектор Боссе пробовал свои силы в разных «исторических стилях». В проектах загородных жилых домов конца 1830-х — середины 1840-х годов он работал преимущественно «в стиле английского коттеджа с использованием элементов готического декора».

Индивидуальный стиль архитектора претерпевал эволюцию, также в соответствии с тенденциями эпохи, от строгого классицизма к стилю неоренессанса. В стиле неоренессанса с характерными брамантовыми окнами построен Дом И. В. Пашкова на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге (1841—1844), схожим образом оформлены фасады жилых домов по Большой Конюшенной улице, особняка Е. П. Салтыковой на Большой Морской, особняков М. В. Кочубея и А. А. Половцова. В фасаде особняка князя М. В. Кочубея на Конногвардейском бульваре (так называемый «Дом с маврами») архитектор Боссе, вероятно, под влиянием произведений своего учителя Готфрида Земпера в Дрездене, дал пример «безордерного ренессанса»: большие арочные окна, занимающие почти всю поверхность стены, дополнены рустовкой первого яруса и поясом арочек-машикулей в верхней части. Причём интерьеры этого здания оформлены в разных неостилях: парадная лестница в стиле необарокко, танцевальный зал в стиле неорококо, остальные комнаты: в византийском, мавританском, готическом стилях.

В другом особняке, князя Л. В. Кочубея на ул. Чайковского, фасад также оформлен в стиле неоренессанса с большими двойными венецианскими окнами, машикулями и рустовкой первого этажа, а интерьеры — «в стиле рокайля».

Фасад дома Е. М. Бутурлиной на улице Чайковского представляет собой один из самых ярких примеров «второго барокко» в Санкт-Петербурге. Недаром, многие, незнакомые с историей архитектуры, принимают эту постройку за творение Б. Ф. Растрелли XVIII века. В проекте немецкой Реформатской церкви (1862—1865; здание не сохранилось) Г. Боссе создал «собирательный образ» многих памятников протестантских стран Северной Европы с элементами романо-готического стиля и высокой башней с шатровым навершием.

Многие постройки Боссе выполнял в стиле неоготики. Перестраивая, созданный А. П. Брюлловым, Будуар императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце, Боссе выбрал стиль рококо, причём изначальный синий колорит сменил ярко-алым шёлком и вызолоченными деталями. Таков был творческий метод архитектора, предвещавший новые стилевые поиски эпохи модерна.

  • Особняк князя М. В. Кочубея на Конногвардейском бульваре. 1853—1857

  • Особняк князя Л. В. Кочубея на ул. Чайковского. 1845—1846

  • Дом графа Н. А. Кушелева-Безбородко на Гагаринской улице. 1840-е гг. Перестройка 1855—1862 гг. Архитектор Э. Я. Шмидт

  • Дом Е. М. Бутурлиной. 1857—1860

  • Здание Фондовой Биржи в Риге. 1852—1855

  • Церковь Св. апостола Иоанна. Санкт-Петербург

  • Дача Е. П. Салтыковой на Чёрной речке. Санкт-Петербург. 1847

  • Немецкая Реформатская церковь. 1862—1864.

  • Немецкая Реформатская церковь в Хельсинки. 1864

  • Будуар Марии Александровны в Зимнем дворце. 1853. Акварель Э. П. Гау. 1861

  • Русская православная церковь в Дрездене. 1874

  • Здание Евангелическо-лютеранской церкви святой Марии в Перми. 1861—1864

Известные работы

  • 1839—1840 — французская реформатская церковь (Большая Конюшенная, 25)
  • 1841—1844 — дом И. В. Пашкова (позднее А. Ф. Орлова, департамент уделов), (Литейный проспект, 39)
  • 1842—1848 — Доходные дома евангелическо-лютеранской церкви св. Марии. (Большая Конюшенная, 4,6,8)
  • 1842—1843 — особняк Е. И. Пашкова (набережная Кутузова, 10)
  • 1844 — доходный дом Г. Н. Гарфункель (улица Садовая, 47)
  • 1843—1847 — особняк А. А. Закревского. (Исаакиевская площадь, 5)
  • 1847—1848 — особняк Степановой (набережная реки Фонтанки, 38)
  • ?—1847 — перестройка интерьеров дачи Салтыковой (ул. Академика Крылова, 4)
  • 1847—1848 — перестройка доходного дома С. О. Китнера (Исаакиевская площадь, 7)
  • 1846—1849 — дом князя Л. В. Кочубея (позже Ю. С. Нечаева-Мальцева) (улица Чайковского, 30)
  • 1847—1850 — Собственный дом архитектора. В. О. 4 линия, 15
  • 1849 — Достройка дворцово-паркового комплекса директора императорских театров А. И. Сабурова. (Набережная реки Мойки, 122)
  • 1850—1859 — Малый дворец в усадьбе Парголово (Шуваловский парк, 1)
  • 1852—1855 — биржa в Риге
  • 1853—1857 — особняк князя М. В. Кочубея (Конногвардейский бульвар, 7) — перестройка, расширение
  • 1857—1859 — Постройки в усадьбе Знаменке. (Петергофская дорога,115)
  • 1857—1860 — дом Е. М. Бутурлиной (улица Чайковского, 10)
  • 1857—1861 — Дворцово-парковый ансамбль в Михайловке под Петербургом. (Петергофская дорога, 109д)
  • 1858—1860 — здания выставок растений, проект постоянного здания (не реализован) на площади перед Александринским театром
  • 1859—1860 — Эстонская лютеранская кирха Св. Иоанна (Улица Декабристов,54,а)
  • 1859—1863 — церковь Покрова Божьей Матери в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, Стрельна (взорвана в 1964 году)
  • 1860 — Строительство павильона-купальни в Верхнем парке Большого Стрельнинского дворца
  • 1863 — Евангелическо-Лютеранская Церковь св. ап. Павла, г. Барнаул (Московский проспект)
  • 1861—1864 — Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии, г. Пермь (Екатерининская улица, 43)
  • 1857—1864 — Лютеранская церковь Святой Марии (Томск)
  • 1861 — Манеж Лейб-Гвардии Уланского полка Петергоф (Улица Аврова, 22)
  • 1862—1865 — Немецкая реформатская церковь, совместно с Д. И. Гриммом, перестроена в 1932—1940 (Большая Морская улица, 58)
  • 1864 — Немецкая церковь в Гельсингфорсе (Хельсинки) (Unioninkatu, 1)
  • 1872—1874 — Церковь преподобного Симеона Дивногорца (Дрезден) (Fritz-Löffler-Straße, 19)

Проекты

  • Загородный особняк кн. М. Г. Разумовской в Петергофе (1834)
  • Дача графини А. Г. Лаваль на Аптекарском острове в Петербурге (1835)
  • Рыцарский дом в Гельсингфорсе (Хельсинки) (1848)
  • Загородная вилла Вёрмана под Ригой (1850-е годы)
  • Постоянная выставка Российского общества садоводства в Петербурге (1850-е годы)

Перестройки

  • 1830 — особняк консула Швеции Г. Стерки (Васильевский остров, 8 линия, 13);
  • 1833 — Дом Сиверс (Васильевский остров,10 линия, 7);
  • 1836 — Особняк Гамбса(Итальянская улица, 17)
  • 1838 — Особняк Е. П. Репниной (1838) (Английская наб.,6)
  • 1839—1840 — Особняк С. Сиверс (Васильевский остров,10 линия, 19)
  • 1840 — Особняк Н. А. Кушелева-Безбородко (Гагаринская ул., 3)
  • 1840 — Особняк Е. Н. Нарышкиной (ул. Чайковского, 7)
  • 1843 — Особняки Н. Д. Гурьева (Литейный проспект, 60,62)
  • 1843 — Особняк П. А. Гамбса (Малая Морская ул, 6)
  • 1847—1848 — Доходный дом С. О. Китнера (ул. Почтамтская, 1)
  • 1848 — Особняк П. К. Ферзена (ул. Галерная, 49)
  • 1849 — Комплекс жилых домов Тарасовых (Набережная Фонтанки, 116),
  • 1855—1856 — Дом Ганнибалов (ул. Чайковского, 29)