Паровая железная дорога Дендермонде — Пюрс (нидерл. Stoomtpoorlijn Dendermonde-Puurs) — историческая железная дорога в Бельгии. Проходит по территории провинций Восточная Фландрия и Антверпен. Эксплуатируется некоммерческим обществом «Бельгийские друзья паровозов» (нидерл. Belgische vrienden van de Stoomlocomotief, BVS, ставящем своей целью сохранение исторического подвижного состава и другой железнодорожной техники. Все работы по поддержанию и эксплуатации линии выполняются добровольцами, работающими бесплатно (каждую субботу, иногда и чаще).
История
Железная дорога Дендермонде — Пюрс была построена железнодорожным обществом Etat Belge как часть линии Дендермонде — Антверпен и была открыта 22 июля 1880 года. Позднее стала линией № 52 Национального общества бельгийских железных дорог. Первоначально линия была двухколейной, но в 1961 году одна колея была убрана. В 1980 году на линии были прекращены пассажирские перевозки, в этом же году прекратились грузовые перевозки на участке Басроде-Ноорд — Пюрс. В 1983 году всякое движение по линии прекратилось.
Описание линии
Линия ответвляется от линии Дендермонде — Мехелен на небольшом расстоянии от станции Дендермонде. На линии расположено четыре станции (в скобках — расстояние до станции Дендермонде).
Подвижной состав
Летом по выходным туристы могут прокатиться по линии на старинном поезде. Для этих целей используется следующий подвижной состав:
- Промышленный паровоз с вертикальным котлом (формула 0-2-0) Cockerill, 1907 года выпуска.
- Маневровый паровоз Tubize (формула 0-3-0), 1927 год постройки, восстанавливался с 2004 года, первая поездка после реставрации — 7 июля 2007 года.
- Маневровые тепловозы серий 84 и 85 бельгийских железных дорог
- Пассажирский и почтово-багажный (для велосипедов) деревянные трёхосные вагоны GCI 1904 года выпуска.
- Цельнометаллические вагоны серии L бельгийских железных дорог, 1930-е годы.
- Автомотриса 4302, 1954 года выпуска.
Также имеется вагон M1 (1930-е годы) без сидений в салоне, который обычно используется как выставочный зал.
Для катания туристов на небольшое расстояние используется мотодрезина Billard (1920-е годы).
Для служебного использования применяются также три мотовоза Deutz, и грузовые вагоны (большинство из них никуда не ездят и используются под склады).
Инфраструктура
На линии расположено 19 переездов, из них три с опусканием шлагбаума вручную. В Басроде есть механический семафор.