Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Монферран, Огюст

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand, в России также Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран; 23 января 1786, Шайо, предместье Парижа — 28 июня [10 июля] 1858, Санкт-Петербург) — российский архитектор французского происхождения, 40 лет живший и работавший в России. Создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Осуществил подъём и установку Царь-колокола на пьедестал (по проекту архитектора Ивана Мироновского).

Биография

Настоящая фамилия архитектора — Рикар (фр. Ricard). Он родился в 1786 году в Шайо (департамент Сены, во Франции). По словам самого зодчего, приставку де Монферран изначально добавила к фамилии его мать Мария Фистиони, чтобы сделать её более похожей на дворянскую. В городке Клермон-Ферран жили несколько поколений семьи Рикар. Бенуа Рикар, родной отец Августа, рано умер, и мальчика воспитывал отчим — художник и гравёр Антуан де Коммарьё. По мнению биографов Монферрана, именно отчим обучил его рисованию.

1 октября 1806 года Монферрана приняли в парижскую Королевскую школу архитектуры, однако он практически сразу был призван на военную службу и зачислен в 9-й конногвардейский полк наполеоновской гвардии. В бою 1806-го он получил два ранения (в бедро и голову), в 1807-м оставил армию в звании сержанта и вернулся в Париж продолжать обучение. Параллельно с занятиями Монферран служил в генеральной инспекции архитектуры Парижа под руководством Жака Молино. После окончания школы, в 1813 году он вновь отправился на военную службу. Отличившись в сражении при Арно, был награждён орденом Почётного легиона и получил чин старшего квартирмейстера. Вышел в отставку вскоре после Лейпцигской битвы. Вернувшись в Париж, Монферран возобновил работу у Молино, участвовал в строительстве церкви Марии Магдалины. Большое влияние на зодчего оказали современники-архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтена.

В послевоенной Франции резко сократились объёмы строительства и Монферран не мог рассчитывать на интересные заказы. Воспользовавшись приездом в Париж российского императора Александра I, в апреле 1814 года Монферран преподнёс монарху свой «Альбом разных архитектурных проектов, посвящённых Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I». Среди рисунков в этом альбоме были проекты загородного императорского дворца, публичной библиотеки, Триумфальной арки «Храброму Российскому воинству» и «Колонны в честь всеобщего мира» (в ней прослеживаются мотивы будущей Александровской колонны), конной статуи в честь императора. Рисунки альбома были аннотированы кратким перечнем необходимых строительных материалов и там же указывалась стоимость затрат. Александру I были поднесены также альбомы работы Фонтена и Персье, однако не заинтересовали монарха. Монферрану же удалось получить приглашение для приезда и работы в российской столице.

Монферран в России

Монферран прибыл в Петербург 16 июля 1816 года. При переезде и обустройстве ему помогали Николай Демидов, с которым он познакомился благодаря матери ещё в Париже. В Петербурге, благодаря рекомендательному письму от часового мастера Абрахама Брегге, Монферран познакомился с Августином Бетанкуром, который увидел незаурядный талант молодого француза. Когда император Александр I велел Бетанкуру подобрать архитектора для перестройки Исаакиевского собора, Бетанкур «на свой страх и риск» предложил кандидатуру Монферранапо перестройке Исаакиевского собора. Он более других понравился императору и был утверждён 20 февраля 1818 года. Строительство велось в течение 40 лет и было завершено уже во время правления Александра II.

Первой законченной постройкой Монферрана в российской столице стал Дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте (позже в нём разместилось военное министерство). В начале 20-х годов XIX века Монферран построил особняк для графа Виктора Кочубея на набережной Фонтанки, 16.

Кроме постройки Исаакиевского собора, он оставил память о себе в России сооружением Александровской колонны (1829—1834) в Санкт-Петербурге и поднятием из земли на прочный фундамент Царь-Колокола в Москве в 1836 году. Последним произведением Монферрана был проект петербургского монумента императора Николая I, который, однако, он не успел достроить, и который был окончен архитектором Д. Е. Ефимовым.

Труд Монферрана был щедро вознаграждён. За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, а также 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, а за возведение Александровской колонны — орден Святого Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром.

Двум главным своим трудам — сооружению Исаакиевского собора и постановке Александровской колонны — Монферран посвятил сочинения: «Eglise cathédrale de Saint Isaac, description architecturale, pittoresque et historique de ce grand monument» (П. и СПб., 1845—48; с гравиров. таблицами) и «Plan et détails du monument consacré à la mémoire de l’Empereur Alexandre» (П. и СПб., 1836; с литографиями).

Огюст Монферран был одарён в различных направлениях изобразительного искусства. Художественная часть первоначального проекта Александровской колонны превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в этой области. Этот эскиз находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения.

Скончался в 1858 году в Санкт-Петербурге «от карбункула». Сам зодчий высказывал пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевского собора, строительство которого он закончил всего за месяц до своей кончины, однако император Александр II не дал на это разрешения, поскольку Монферран был католиком. В результате похоронная церемония состоялась в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора; впоследствии останки были доставлены во Францию. Он покоится на кладбище Монмартр рядом с матерью Луизой Фистоньи и отчимом Антуаном де Коммарьё (Antoine de Commarieux).

Семья

Первая жена — Юлия Морне (в девичестве Гокерель, Морне — фамилия по первому мужу). Брак заключён в 1811 году, окончился разводом.

Обстоятельства и дата развода точно не установлены. Возможно, супруги расстались уже после приезда в Россию, так как есть сведения, что в мае 1831 года Петербург покинула «Юлия де Монферранд, жена архитектора». С другой стороны, Ф. Ф. Вигель называет женщину, жившую с архитектором в первые годы пребывания в России «мнимой мадам Монферран» (то есть гражданской женой). В метрической записи о втором браке Монферран назван холостым, а не второбрачным, как было принято в церковной документации Российской Империи.

Имеется и другое свидетельство. В ходе своего знаменитого конфликта с Монферраном, архитектор А. А. Модюи в 1823 году обратился с письмом к императору Александру I. В письме упоминалось, что перед Монферраном были закрыты двери французского посольства, и это запрещение коснулось также его «достойной супруги», которая «имела дерзость навязывать свое присутствие» жене посла. Упоминание супруги Монферрана в письме к императору и то, что она была принята французским послом, свидетельствует в пользу того, что их брак был официальным.

А. В. Старчевский описывает портрет первой жены Монферрана, хранившийся в доме архитектора: «красивая, круглолицая, молодая и симпатичная француженка… видно было, что она принадлежала к хорошему обществу и была воспитана вовсе не бедными родителями».

Вторая жена — Элиза Виргиния Вероника Пик Дебоньер (1797—1868) французская актриса, в 1826—1829 годах гастролировала в Санкт-Петербурге, где познакомилась с Монферраном. Брак заключён 5 ноября старого стиля 1835 года.

Со второй женой Монферран прожил всю оставшуюся жизнь, после его смерти она возвратилась во Францию.

Пасынок — Анри, племянник второй жены Монферрана. Внебрачный сын её сестры Ирмы и русского предпринимателя Анатолия Николаевича Демидова.

Адреса в Санкт-Петербурге

С момента начала строительства Исаакиевского собора в 1818 году Монферран переехал на служебную квартиру по адресу Малая Морская дом 20

В 1834 г. Огюст Монферран выкупил дом по адресу Большая Морская 48, а в 1836 г.продал его вместе с проектом перестройки владельцу соседнего дома П. Н. Демидову

С 1834 года по 28 июня 1858 года проживал в доме по адресу Набережная реки Мойки, 86. В настоящее время дом О. Монферрана (Я. В. Ратькова-Рожнова) (набережная реки Мойки, 86—88, лит. А) является объектом культурного наследия РФ.

Работы

1817—1822. Нижегородская ярмарка. Спасский (Староярмарочный) собор.

В 1817 генерал-лейтенант Бетанкур, который был главным строителем Нижегородской ярмарки, привлёк Огюста Монферрана к проектированию зданий ярмарки. Особое внимание в своём проекте Монферран уделил ярмарочному собору, торжественная закладка которого состоялась 20 августа 1818 года.

Так как в это время Монферран проектировал и Исаакиевский собор, силуэты этих сооружений очень похожи. Постройка новых зданий Нижегородской ярмарки завершилось к 15 июля 1822 года. До нашего времени из этих зданий сохранился только Спасский (Староярмарочный) собор.

1817—1820 годы. Дом Лобанова-Ростовского

Дом Лобанова-Ростовского, «Дом со львами» — памятник архитектуры высокого классицизма. Дом сооружен для князя А. Я. Лобанова-Ростовского в 1817—1820 гг. Треугольное в плане здание обращено главным фасадом к Адмиралтейскому проспекту. Треугольное в плане здание выходит фасадами наАдмиралтейский проспект, Вознесенский проспект и Исаакиевскую площадь и является важным составляющим элементом ансамбля центральных площадей. Главный фасад, выходящий на Адмиралтейский проспект украшен 8-колонным портиком, по сторонам центральной арки установлены беломраморные фигуры львов (скульп. П. Трискорни).

1818—1858. Собор преподобного Исаакия Далматского

Исаакиевский собор — памятник архитектуры позднего классицизма, важнейшая градостроительная доминанта, самый большой храм Санкт-Петербурга. Высота собора 101, 5 м, размеры в плане (с портиками) 111,5 х 97, 6 м. Монументальное здание оформлено четырьмя 8-колонными портиками и увенчано металлич. золоченым куполом на барабане, окруженном монолитными гранитными колоннами.

Конкурс на проект нового собора был объявлен в 1809. В 1816 году, после нескольких неудачных попыток проведения конкурса, Александр I поручил заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ» Августину Бетанкуру. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану, незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию. В 1818 году Монферран представил проект, который был утверждён императором.

После резкой критики проекта, с которой выступил один из членов «Комитета по делам строений и гидравлических работ» архитектор А. Модюи, 9 марта 1825 года императору был предоставлен исправленный проект Монферрана. Новый проект, исправленный и дополненный, был снова признан лучшим и утверждён Александром I 13 апреля 1825 г.

Строительство собора продолжалось 40 лет в 1818-58. Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий.

1828—1834 годы. Александровская колонна

Идея строительства Александровской колонны исходила от автора контуров Дворцовой площади и здания Главного штаба Карла Росси. Огюст Монферран разработал проект в рамках предложенных ограничений, но он не был принят императором. Архитектор пытался апеллировать к Николаю I, посвятив ему своё сочинение «Plans et details du monument consacrè à la mémoire de l’Empereur Alexandre».

Проект отстоять не удалось, и был разработан другой вариант. С ним не возникло трудностей, и новый проект был высочайше утверждён в 1829 году. Колонну построили к 1834 году. Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил Монферран, по ним на картоне художники Дж. Б. Скотти, В. Соловьёв, Тверской, Ф. Брюлло, Марков писали барельефы в натуральную величину. Скульпторы Пётр Свинцов и Иван Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений — лепщик-орнаменталист Евгений Балин.

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии; отливка была выполнена на заводе Чарльза Берда. Монолит розового гранита был изготовлен под руководством мастеров Колодкина и Яковлева по методу Самсона Суханова в Пютерлакской каменоломне под Выборгом в 1830—1832 годах. С большими сложностями колонна была перевезена в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург и поднята 30 августа при помощи подъёмной системы, созданной на базе разработок Августина Бетанкура. Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского.

Позже (в 1876 году) архитектор Карл Рахау добавил декоративные фонари у колонны.

Другие работы

  • Особняк княгини В. Ф. Гагариной, Большая Морская ул., 45.
  • Дом Демидова, Большая Морская ул., 43. В 1836 году О. Монферран разработал проект перестройки дома для заводчика-миллионера П. Н. Демидова.
  • Проект реконструкции Екатерингофского парка (1823). В живописных уголках сада по проекту Монферрана построены новые сооружения: Ферма, Вокзал, Львиный павильон (не сохранились).
  • Молвинская колонна, Екатерингофский парк, Лифляндская ул., 12х. Шестиметровая колонна из красного гранита установлена рядом с Молвинским мостом у входа в Екатерингофский парк. Надпись на колонне гласит: «Молвинская колонна. Получила свое название по имени сахарозаводчика Я. Н. Мольво (Молво). Послужила прототипом Александровской колонны. Установлена а 1824 г. Архитектор О. Монферран.»
  • Конный памятник Николаю I, созданный в 1856—1859 гг (Скульпторы П. К. Клодт, Р. К. Залеман, Н. А. Рамазанов). Проект Монферрана утвержден в мае 1856 г., через месяц определено место установки памятника: напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому собору.


  • Собор Всемилостивого Спаса и Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в Нижнем Новгороде

  • Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

  • Александровская колонна на рисунке Монферрана (до окончания работ), 1829-1830 гг.

  • Дом Демидова, Большая Морская ул., 43

  • Особняк княгини В. Ф. Гагариной, Большая Морская ул., 45

  • Дом Лобанова-Ростовского, Адмиралтейский пр., 12

  • Молвинская колонна была установлена в 1824 году Монферраном как модель Александровской колонны в порядке эксперимента.

  • Конный памятник Николаю I, 1856—1859 гг

Награды

  • Орден Почётного легиона, кавалер (Франция, 1813)
  • Орден Святого Владимира 4-й степени (Россия, 1826)
  • Орден Святой Анны 2-й степени с бриллиантами (Россия, 1828)
  • Орден Святого Владимира 3-й степени (Россия, 1834)
  • Орден Красного орла 3-й степени (Пруссия, 1840)
  • Большая золотая медаль папы римского (Святой престол, 1840)
  • Орден Почётного легиона, офицер (Франция, 1841)
  • Орден Красного орла 2-й степени (Пруссия, 1850)
  • Орден Вазы (Швеция, 1850)
  • Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского (Святой престол, 1852)
  • Золотая с бриллиантами медаль на андреевской ленте (Россия, 1858)

Память

Скульптурное изображение О. Монферрана в рельефе фронтона западного портика Исаакиевского собора

Памятники

  • Скульптурное изображение О. Монферрана с моделью собора в руках, в левом нижнем углу рельефа фронтона западного портика Исаакиевского собора (И. Витали, 1850-е)
  • Бюст О. Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из облицовочных камней, использовавшихся при строительстве Исаакиевского собора (А. Фолетти, 1850-е).
  • Скульптура Монферрана включена в скульптурную группу «Зодчие Санкт-Петербурга» в числе восьми знаковых для Санкт-Петербурга архитекторов (скульпт. А. Таратынов), установленную в 2011 году в Александровском парке Санкт-Петербурга.
  • 25 октября 2018 года в Париже, на кладбище Монмартр, у подножия надгробия матери Монферрана, Марии Фистиони (Монферран), установлена памятная плита из рускеальского мрамора с надписью в честь Огюста Рикара Монферрана

В топонимике

  • В честь О. Монферрана названо озеро в районе Рускеальских мраморных каменоломен, на которых добывался мрамор для строительства Исаакиевского собора (Монферран лично приезжал на каменоломни выбирать подходящую породу).

Мероприятия посвященные 200летию со дня рождения Монферрана, 1986 году

  • Юбилейная выставка, организованная НИМАХ в связи с 200-летием со дня рождения Монферрана.
  • Опубликован каталог выставки: Огюст Монферран : К 200-летию со дня рождения : Кат. выст. : (Из фондов Эрмитажа)
  • Каталог юбилейной выставки произведений. Шуйский В. К. Огюст Монферран. 1786—1858. Кат. юбил. выст. произведений. Л.: Искусство, 1986. 58 с.
  • В 1986 году, к 200 летию со дня рождения Монферрана, была выпущена почтовая карточка СССР.
  • Была выпущена серия спичечных этикеток. 200 лет со дня рождения О.Монферрана

В нумизматике

  • 5 сентября 2014 года была выпущена памятная монета Банка России «Исаакиевский собор (Огюст Монферран)» серии «Архитектурные шедевры России» из драгоценных металлов, номиналом 25 рублей.
  • В 2017 году СПб МД выпустил сувенирный жетон (монету) Монферран. Исаакиевский собор. Биметалл. На аверсе жетона бюст Огюста Монферрана, на реверсе — Исаакиевский собор.

Монографии посвященные жизни и творчеству Монферрана

  • 1865. Серафимов В. И., Фомин М. И. Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам. СПб.
  • 1917. Яблонский А. М. Исаакиевский кафедральный собор. Петроград.
  • 1939. Никитин Н. П. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны.
  • 1962. Ротач А. Л. Исаакиевский собор — выдающийся памятник русской архитектуры. Под ред. В. И. Пилявского.
  • 1964. Колотов М. Г. Исаакиевский собор.
  • 1979. Ротач А. Л., Чеканова О. А. Монферран.
  • 1986. Петрова Т. А. Огюст Монферран: К 200-летию со дня рождения. Кат. выст.: (Из фондов Эрмитажа). Ленинград.
  • 1986. Шуйский В. К. Огюст Монферран. 1786—1858. Кат. юбил. выст. произведений. Ленинград.
  • 1894. Преображенский П. Исаакиевский собор. История постройки храма, его святилища и худ. достопримечательности. Спб.-М.
  • 1994. Чеканова О.А. О. Монферран.
  • 2005. Шуйский В.К. О. де Монферран. История жизни и творчества.

В художественной литературе

  • Измайлова И. А. «Собор. Роман с архитектурой». Москва : Вече, cop. 2019. — 621 с.
  • Аронов А. Я. «Исаакиевская повесть». Поэма. 1980. Избранное: сборник стихотворений. Москва, 2014

Фильмы о творчестве Монферрана

  • Архитектор Огюст Монферран Исаакиевский собор. Документальный фильм. Режиссер: Татьяна Малышева. ГТРК «Санкт-Петербург». 2005 (Полная версия фильма Архитектор Огюст Монферран Исаакиевский собор. на YouTube)
  • Документальный сериал «Красуйся град Петров!». Серия 1/6. Зодчий Огюст Монферран. Режиссер: Михаил Трофимов. Производство: ГТРК «Санкт-Петербург». 2011 г.(Полная версия фильма Зодчий Огюст Монферран на YouTube)
  • Колонна для Императора. Документальный фильм. Режиссер: Иоина Бахтина. ВТРК 2020 (Полная версия фильма Колонна для Императора на YouTube)
  • Документальный сериал. Невский ковчег. Теория невозможного. Огюст Монферран. Режиссер: Татьяна Малышева. ГТРК «Санкт-Петербург». 2021(Полная версия фильма Огюст Монферран на YouTube)


  • Бюст О. Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из облицовочных камней, использовавшихся при строительстве собора

  • Монферран среди петербургских архитекторов. Cкульптурная группа «Зодчие Санкт-Петербурга» в Александровском парке Санкт-Петербурга

  • Кладбище Монмартр. Могила матери Монферрана, Марии Фистиони (Монферран), с установленной в 1986 году памятной плитой в честь О. Монферрана

  • Кладбище Монмартр. памятная плита с надписью "Здесь покоится Огюст Рикар де Монферран (21.01.1786- 28.06.1858) архитектор и строитель Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге"

  • Монферраново озеро. Горный парк Рускеала, Карелия, Россия.

  • Почтовая карточка СССР (1986)

  • Cпичечные этикетки. 200 лет со дня рождения О.Монферрана (1986)

  • Памятная монета Банка России (2014)