Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




14.08.2022


14.08.2022


13.08.2022


12.08.2022


12.08.2022





Яндекс.Метрика





Метод приёмных детей

02.06.2022

Метод приёмных детей — один из методов психогенетики, основанный на исследовании усыновлённых детей и являющийся наиболее надёжным методом для определения относительного вклада генотипа и среды в вариативность изучаемого признака. Прототип метода был использован Ф. Гальтоном при анализе достижений родственников выдающихся людей и описан в 1869 г. в его первой книге «Hereditary Genius» (в русском переводе – «Наследуемость таланта»).

Первое систематическое исследование развития детей в приёмных семьях, опубликованное в 1924 г., напомнило о возможностях метода приёмных детей для исследования источников вариативности когнитивных способностей. С 30-х годов ХХ столетия метод используется в психогенетике .

Метод используется при исследовании природы вариативности показателей интеллекта, когнитивных способностей, темперамента, личности и расстройств личностной сферы.

Схема эксперимента

Схема эксперимента включает в себя, во-первых, сопоставление детей и их биологических родителей и, во-вторых, сопоставление детей и их родителей-усыновителей. Если дети были усыновлены в первые дни жизни и никогда не видели своих биологических родителей, то с ними они имеют только общие гены. С родителями-усыновителями, с которыми дети прожили всю жизнь жизнь, у детей нет никакого генетического сходства, но зато есть общие средовые условия. Большее сходство детей с биологическими родителями свидетельствует в пользу генотипических влияний, большее сходство с родителями-усыновителями — в пользу средовых влияний .

Варианты этой схемы включают в себя дополнительно к сопоставлению родителей и детей еще и сравнение детей, не имеющих генетического сходства, но живущих в одной семье.

Этапы исследования включают в себя:

  • Оценку признака у детей, их биологических родственников и родственников усыновителей.
  • Оценку сходства детей с биологическими родственниками.
  • Оценку сходства детей с родителями-усыновителями и неродными сиблингами.
  • Сравнение степени сходства в двух группах:
    • между детьми и их биологическими родственниками,
    • между детьми и их усыновителями (или сводными сиблингами).
  • В результате исследования получают:

    • Показатель корреляции между биологическими родителям и их детьми, усыновленными в другую семью.
    • Показатель корреляции между биологическими сиблингами.
    • Показатель корреляции между родителями-усыновителями и живущими с ними приемными детьми.
    • Показатель корреляции между неродными сиблингами, живущими вместе.

    Варианты метода приёмных детей

    Метод разлучённых близнецов теоретически дает возможность однозначно разделить генетические и средовые влияния на вариативность признака: монозиготные близнецы генетически идентичны и, если они оказались разлучены в раннем возрасте, то не имеют общего средового опыта. Однако в реальности разлучённые близнецы, участвующие в исследованиях, значительно различаются по возрасту разлучения, времени, которое они провели врозь, и времени, которое они провели вместе после воссоединения, что делает результаты сравнения разлученных близнецов менее надежными, чем результаты исследования приёмных детей.

    При развитии вспомогательных репродуктивных технологий стало возможным сравнение сходства с родителями тех детей, которые появились на свет, благодаря разным вариантам экстракорпорального оплодотворения. Метод предполагает сравнение четырёх вариантов ЭКО:

  • при использовании биологического материала родителей ребенок имеет генетическое сходство и с матерью, и с отцом,
  • при использовании донорской спермы - только с матерью,
  • при использование донорской яйцеклетки - только с отцом,
  • при использовании донорского эмбриона генетического сходства нет ни с одним из родителей.
  • Если вариативность признака связана с генотипом, то сходство родителей и детей по этому признаку будет варьировать в соответствии с генетическим сходством.

    Исследования приёмных детей

    Как наиболее значимое для признания метода следует отметить одно из первых исследований приёмных детей, в котором было продемонстрировано увеличение на протяжении дошкольного возраста сходства по интеллекту приёмных детей с их биологическими матерями, несмотря на то, что дети с ними не жили . Сравнив показатели интеллекта детей, когда им исполнилось 7 лет, с показателями интеллекта их биологических матерей и матерей-усыновителей, исследователи обнаружили, что интеллект ребенка оказывается тем выше, чем выше интеллект его биологической матери. С показателями интеллекта матерей-усыновителей такой связи обнаружено не было.

    Наиболее крупными проектами, в которых использовался метод приёмных детей, являются Техасское и Колорадское исследования.

    В Техасском исследовании приёмных детей, начатом в 1963 г., прослеживается влияние генотипа и среды на вариативность когнитивных и личностных показателей и собираются данные о средовых условиях .

    Колорадское исследование приёмных детей, начато по инициативе Р. Пломина и Дж. Дефриза в 1975 году. Выборка Колорадского исследования приближалась к 245 семьям.

    Это первое исследование приёмных детей, охватывающее значительный период жизни – от рождения до 40 лет. Оно считается образцовым по тщательности формирования выборки и контроля возможных искажений результатов; наиболее представительным по набору анализируемых психологических и средовых характеристик; самым эффективным по разработке статистических моделей для анализа данных исследования приёмных детей .

    Получены данные о психологических особенностях и средовых параметрах для детей, живущих в своих собственных семьях, для их родителей, для приёмных детей, для родителей, их усыновивших, и, что всегда бывает труднее всего получить, — для биологических матерей и для части биологических отцов.

    Для повышения надёжности данных в исследование включены также и контрольные семьи — обычные семьи, в которых сопоставляется сходство родителей и их собственных детей.

    Исследование даёт возможность надёжно развести генетические и средовые влияния на изучаемые психологические признаки.

    Связи (корреляции) между приёмными детьми и их биологическими родителями, с которыми дети никогда вместе не жили, полностью обусловлены генотипом, а связи между приёмными детьми и усыновившими их родителями, являются результатом исключительно средовых условий.

    Недостатки метода приёмных детей

    Недостатки метода приёмных детей могут повлиять на показатель наследуемости и на показатель общей среды.

    Недостатки, которые приводят к завышению показателя наследуемости:

    • Выборка нерепрезентативна популяции (например, можно предположить, что вероятность психических отклонений в выборке матерей, отдающих детей в чужую семью, выше).
    • Неслучайное усыновление (подбираются семьи, соответствующие той семье, из которой вышла биологическая мать).
    • Позднее усыновление (биологическая мать имела опыт длительного общения с ребенком, поэтому генотипические и средовые влияния невозможно надёжно разделить).
    • Пренатальные влияния (которые являются биологическими, но не обязательно генетическими) могут приводить к сходству с биологической матерью.

    Недостатки, которые приводят к уменьшению показателя общей среды:

    • Усыновленные дети знают об усыновлении и могут стремиться быть непохожими на родителей-усыновителей.
    • Тенденция к дивергенции у живущих вместе сиблингов.

    Недостатки метода приёмных детей не фатальны для получаемых результатов. Часть недостатков может быть устранена при грамотной организации эксперимента, а другая часть — учитывается с помощью включения в эксперимент контрольной группы (семей, в которых дети живут со своими родителями).