Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Варки, Бенедетто

Варки Бенедетто (Benedetto Varchi; 1503—1565) — итальянский гуманист и писатель XVI века.

Биография

Семья Варки была родом из городка Монтеварки (близ Ареццо). Изучал право в Падуе, затем вернулся во Флоренцию, где принял участие в республиканском общественном движении, направленном против Медичи (между 1527 и 1530). После реставрации Медичи бежал в 1537 в Падую, где находился на службе у семейства Строцци, а затем перебрался в Болонью (1540). Вернулся во Флоренцию в 1543 по приглашению Козимо I Медичи, который поручил ему написать историю заключительного периода Флорентийской республики. Вступил во Флорентийскую академию, где занимался языкознанием, историей литературы, философией и другими науками; проявлял интерес к алхимии; читал лекции о творчестве Данте и Петрарки. В 1545 этот «модный академический толмач неоплатоновской философии», как его аттестовал Абрам Эфрос, был арестован по обвинению в предательстве, затем помилован герцогом. Привлекался также к ответственности по обвинению в содомии. Последние десять лет жизни Варки провёл в Кастелло (пригород Флоренции, ныне — в черте города). Именно он разработал по указанию герцога инициатический маршрут прилегающего к знаменитой медицейской вилле в Кастелло сада.

Творчество

Варки является автором ряда поэтических произведений: многочисленные сонеты в духе Петрарки, комедия «Свекровь» (La Suocera). Большую известность получили прочитанные им в 1546 году во Флорентийской академии две лекции: одна из них была посвящена творчеству Микеланджело, другая — проблеме сопоставления искусств (paragone); она была опубликована два года спустя («Рассуждение относительно превосходства скульптуры или живописи»).

«В лекции излагаются мнения различных художников <Микеланджело, Я.Понтормо, А.Бронзино, Дж. Вазари, Б.Челлини, Н.Триболо и др.>, каждый из которых выступает с апологией того вида искусства, которым он занимается. Дискуссия завершается примирительным выводом о глубинном сходстве двух искусств».

Варки подошел к сравнению изобразительных искусств и литературы с точки зрения философии и создал предпосылки для теоретического осмысления феномена художника-поэта, возникшего в эпоху Позднего Возрождения.

«Эрколано»

Трактат в диалогической форме «Эрколано» (1564, изд. 1570) посвящён проблеме народного языка и написан в защиту Аннибале Каро, чья позиция по вопросу о вольгаре была подвергнута критике Лодовико Кастельветро. Варки выступает как продолжатель идей Пьетро Бембо и отдаёт предпочтение современной речи перед греческим языком.

«История Флоренции»

Написанная Варки «История Флоренции» (впервые опубликована лишь в 1721) включает в себя 16 книг и охватывает период с 1527 по 1538 годы. По словам современного исследователя,

«История» построена на базе скрупулёзного анализа источников и официальных документов, но имеет ярко выраженную панегирическую направленность: Варки изображает Козимо I как воплощение образа идеального правителя из сочинения Никколо Макиавелли.

В то же время, по словам А. К. Дживелегова,

нет ничего удивительного, что самый выдающийся из тосканских историков этого времени, Бенедетто Варки, вызванный Козимо из эмиграции и облеченный миссией написать историю медичейского господства, написал её, невзирая ни на что, так, что Козимо не позволил напечатать его книгу.

.

«Книга о красоте и грации»

Впервые опубликованная в 1590 году небольшая «Книга о красоте и грации» посвящена рассмотрению двух видов красоты — телесной и духовной; именно последнюю (которой отдаётся предпочтение) Варки именует грацией. В книге ощущается влияние Джорджо Вазари, Джованни делла Каза, Бальдассаре Кастильоне и Аньоло Фиренцуолы.

Варки и Челлини

Среди друзей Варки были поэтесса Лаура Баттиферри и её супруг Бартоломео Амманнати, Вазари (который упомянул Варки в связи с составленным им комментарием на известнейший 60-й сонет Микеланджело «Non ha I’ottimo artista alcun concetto») и Бенвенуто Челлини. Последний снабдил своё жизнеописание посвящением Варки, а также включил в текст первой части написанный Варки по случаю болезни знаменитого скульптора сонет.