Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели фа минор — произведение Сезара Франка, завершённое в 1879 году. Посвящён Камилю Сен-Сансу. Средняя продолжительность звучания 40 минут. По мнению некоторых специалистов, квинтет открывает собой ряд зрелых сочинений Франка, имеющих наиболее выдающееся значение.
Структура произведения
История создания
Франк начал работать над квинтетом летом 1878 года, рассчитывая представить работу на конкурс Общества композиторов, который в этом году включал такую номинацию, однако пропустил срок подачи номинаций (в итоге премия Общества за лучший фортепианный квинтет так и не была присуждена) и в итоге продолжал заниматься квинтетом весь 1879 год. Биограф Франка Леон Валлас предположил, что работу Франка вдохновляла его влюблённость в талантливую ученицу, композитора Августу Ольмес, однако более современная биография Ж. М. Фоке не находит никаких доказательств даже самому факту такой влюблённости.
Премьера
Квинтет был впервые исполнен 17 января 1880 года в концертной серии Национального музыкального общества. Первыми исполнителями стали адресат посвящения Сен-Санс и струнный квартет Мартена Марсика (вторая скрипка Гийом Реми, альт Луи ван Вафельгем, виолончель Ришар Луа). Считается, что после концерта Сен-Санс оставил на рояле ноты своей партии, тем самым выражая своё неудовольствие от музыки, а заметивший это Франк подобрал ноты и подарил их своему ученику Пьеру де Бревилю.
Характеристика музыки
Фортепианный квинтет Франка считается первым заметным французским сочинением для этого состава, задавшим планку для всех последующих произведений (в частности, с прецедентом Франка сравнивали все рецензенты появившийся в 1906 г. квинтет Габриэля Форе). Впрочем, фактически квинтету Франка предшествовал фортепианный квинтет самого Сен-Санса (1865), а ещё раньше — квинтет Жоржа Онсло (1846).
В гармоническом и композиционном отношении Франк развивает вагнеровскую музыкальную идиоматику. В частности, ключевая тема-девиз более 30 раз повторяется в первой части и затем возвращается в ключевых местах второй и третьей.
Исключительную оценку произведению Франка дал Святослав Рихтер, многократно участвовавший в его исполнении и оставивший две известные записи квинтета — с Квартетом Большого театра (1956) и с Квартетом имени Бородина (1986). Он говорил (согласно воспоминаниям Ю. Борисова):
Его квинтет — это «ST. MATTHEW PASSION» в камерной музыке. В фортепьянной литературе ничего похожего нет. Надо очень мало накануне спать, чтобы это хорошо сыграть.