Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Легкорельсовый транспорт

Легкорельсовый транспорт (также Лёгкий рельсовый транспорт, ЛРТ, от англ. Light Rail) — городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, габаритами, грузоподъёмностью и скоростью сообщения.

Разновидностями легкорельсового транспорта являются трамвай и скоростной трамвай, в том числе подземный трамвай. При этом отличия таких легкорельсовых систем от метрополитена и городской железной дороги (S-Bahn) являются нечёткими. Термин, как правило, применяется для обозначения скоростных электрифицированных железнодорожных систем (например, трамвайных), обособленных от прочих транспортных потоков на большей части сети, однако допускающих в рамках системы и одноуровневые пересечения, и даже уличное движение (в том числе трамвайно-пешеходные зоны). В отличие от лёгкого метро, более близкого к обычному метро, легкорельсовый транспорт ближе к трамваю.

Данный вид транспорта получил широкое распространение за рубежом — за последние 15 лет в мире было построено порядка 80 систем ЛРТ, около 100 систем ЛРТ в данный момент[когда?] находятся на различных стадиях проектирования и строительства.

Реализованные в России системы (скоростной трамвай в Волгограде) и существующий СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии» не полностью соответствуют сложившейся за рубежом практике проектирования скоростных сетей, которая требует обособленности скоростной части сети от прочих трамвайных маршрутов.

Отличительные особенности

Главной отличительной особенностью легкорельсового транспорта, как и следует из названия, является меньшая допустимая нагрузка на ось, в отличие от метрополитена (15 тонн). Кроме того принципиальным отличием систем легкорельсового транспорта является допустимость одноуровневых пересечений с неинтенсивными транспортными потоками, при условии приоритета ЛРТ. На практике такой принцип достигается за счёт таких методов, как, например, управление фазами светофоров в зависимости от режима работы ЛРТ. В среднем же, без организации подобных участков, скорость сообщения для легкорельсового транспорта составляет 36 км/час при провозной способности порядка 20 000 пассажиров в час. Минимальным экономически-обоснованным пассажиропотоком является 1,5 тысячи пассажиров в час. За счёт меньшей изоляции сети и меньших требований к нагрузке на ось (а значит и к строению пути), стоимость строительства для ЛРТ в 5-10 раз меньше, чем для метрополитена.

В местах пересечения линий легкорельсового транспорта с напряжёнными транспортными потоками могут сооружаться эстакады, тоннели, пешеходные мосты и т. д. В линии ЛРТ могут включаться мало используемые участки железнодорожного полотна, в ряде случаев возможен выход составов ЛРТ оборудованных соответствующим типом питания на пригородные железнодорожные линии (технология «Трамвай-поезд»). При этом линии, как правило, сооружаются без оборотных колец — с оборотом подвижного состава в тупиках. Платформы сооружаются на уровне пола подвижного состава, в качестве которого могут выступать низкопольные трамвайные вагоны. В зависимости от градостроительных условий участки линий могут обустраиваться как магистральные (скорость движения до 90 км/час с исключением одноуровневых пересечений); обычные (до 60 км/час с одноуровневыми пересечениями); трамвайно-пешеходные зоны (до 15 км/час). По местным условиям выбирается и тип обустройства верхнего строения пути: открытая рельсо-шпальная решётка; настил газона; укладка тротуарной плитки и другие.

Системы ЛРТ

В мире

Широкое распространение получила французская автоматизированная система VAL, а также другие подобные системы лёгкого метро и скоростного трамвая, см. List of tram and light-rail transit systems.

Азия

  • Четвертая линия Пусанского метрополитена (Пусан, Республика Корея)
  • Легкорельсовый транспорт Пусан — Кимхэ (Пусан, Кимхэ, Республика Корея)
  • Легкорельсовый транспорт Ыйджонбу (Ыйджонбу, Республика Корея)
  • Эверлайн (Йонъин, Республика Корея)
  • Kelana Jaya Line (Куала-Лумпур, Малайзия)
  • Круговой ЛРТ (Гаосюн, Тайвань)
  • Данхи ЛРТ (Синьбэй, Тайвань)
  • Иерусалимский скоростной трамвай (Иерусалим, Израиль)
  • Линия Фукуи (Фукуи, Япония)
  • Линия Чикухо (Фукуока, Япония])
  • Линия Сэтагая (Токио, Япония)
  • Тояма Региональная Железная Дорога (Тояма, Япония)
  • Западная Пригородная Линия (Пекинг, Китай)
  • Чанчуньский метрополитен (Чанчунь, Китай)
  • Трамвай Сунцзян (Шанхай, Китай)
  • Трамвай Чжанцзян (Шанхай, Китай)
  • Хуайань трамвайная линия 1 (Хуайань, Китай)
  • Тяньшуй трамвай (Тяньшуй, Китай)
  • Чжухай трамвай (Чжухай, Китай)
  • Гонконг ЛРТ (Гонконг)

Северная Америка

  • Edmonton LRT (Эдмонтон, Канада)
  • C-Train (Калгари, Канада)
  • O-Train (Оттава, Канада)
  • SkyTrain (Ванкувер) (Ванкувер, Канада)
  • Ion rapid transit (Уотерлу, Канада)
  • Гвадалахарский метрополитен (Гвадалахара, Мексика)
  • Скоростной трамвай Мехико (Мехико, Мексика)
  • Синяя и Зеленая линии (Миннеаполис и Сент-Пол (Миннесота), США)
  • Скоростной трамвай Финикса (Финикс, США)
  • Muni Metro (Сан-Франциско, США)
  • Baltimore Light RailLink (Балтимор, США)
  • Зелёная линия (MBTA) (Бостон, США)
  • Буффало ЛРТ (Буффало, США)
  • Lynx Blue Line (Шарлотт, США)
  • Кливлендский метрополитен (Кливленд, США)
  • Даллас ЛРТ (Даллас, США)
  • Денвер ЛРТ (Денвер, США)
  • Хьюстонский трамвай (Хьюстон, США)
  • Легкорельсовая система Хадсон — Берген (Нью-Джерси, США)
  • River Line (New Jersey Transit) (Нью-Джерси, США)
  • Метрополитен Лос-Анджелеса (Синяя, Зелёная, Золотая, и Экспо линия) (Лос-Анджелес, США)
  • Ньюарк ЛРТ (Ньюарк, США)
  • Скоростной трамвай Норфолка (Норфолк, США)
  • Sprinter (Ошенсайд и Эскондидо, США)
  • SEPTA (Линии 101 и 102) (Филадельфия, Пенсильвания)
  • Питтсбургский трамвай (Питтсбург, США)
  • Metropolitan Area Express (Портланд, США)
  • Сакраменто ЛРТ (Сакраменто, США)
  • Лёгкое метро Сент-Луиса (Сент-Луис, США)
  • Солт-Лейк-Сити ЛРТ (Солт-Лейк-Сити, США)
  • Трамвай Сан-Диего (Сан-Диего, США)
  • Санта-Клара ЛРТ (Санта-Клара, США)
  • Сиэтл ЛРТ (Сиэтл, США)
  • Оранжевая линия (Такома, США)

См. также: Список легкорельсовых систем США по пассажирообороту.

Южная Америка

  • Premetro Буэнос-Айрес, Аргентина)
  • Tren de la Costa (Большой Буэнос-Айрес, Аргентина)
  • Мендоса ЛРТ (Мендоса, Аргентина)
  • Скоростной трамвай Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро, Бразилия)
  • Байшада-Сантиста ЛРТ (Байшада-Сантиста, Бразилия)
  • Медельин ЛРТ (Медельин, Колумбия)
  • Куэнка ЛРТ (Куэнка, Эквадор)

Океания

  • Метрополитен Канберры (Канберра, Австралия)
  • G:link (Голд-Кост, Австралия)
  • Мельбурнский трамвай (Мельбурн, Австралия)
  • Ньюкасл ЛРТ (Ньюкасл, Австралия)
  • Сидней ЛРТ (Сидней, Австралия)

Европа

  • Местная железная дорога Вена - Баден (Вена и Баден, Австрия)
  • Доклендское лёгкое метро (Лондон, Великобритания)
  • Tramlink (Лондон, Великобритания)
  • Метрополитен Тайна и Уира (Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания)
  • Manchester Metrolink (Большой Манчестер, Великобритания)
  • Метрополитен Уэст-Мидлендс (Уэст-Мидлендс, Великобритания)
  • Трамвай Эдинбурга (Эдинбург, Великобритания)
  • Ноттингем Экспресс (Ноттингем, Великобритания)
  • Шеффилд Супертрам (Шеффилд, Великобритания)
  • Криворожский метротрам (Кривой Рог, Украина)
  • Трамвай Тенерифе (Тенерифе, Канарские острова, Испания)
  • Метрополитен Гранады (Гранада, Испания)
  • Мадридский трамвай (Мадрид, Испания)
  • Метрополитен Валенсии (Валенсия, Испания)
  • Линия AntRay (Анкара, Турция)
  • Tvärbanan (Стокгольм, Швеция)
  • Лёгкое метро Шарлеруа (Шарлеруа, Бельгия)
  • Береговой трамвай (Западная Фландрия, Бельгия)
  • Орхус ЛРТ (Орхус, Дания)
  • Трамвай Иль-де-Франса (Иль-де-Франс, Франция)
  • Бохумский скоростной трамвай (Бохум, Германия)
  • Бонн ЛРТ (Бонн, Германия)
  • Кёльнский скоростной трамвай (Кёльн, Германия)
  • Дортмундский скоростной трамвай (Дортмунд, Германия)
  • Дюссельдорфский скоростной трамвай (Дюссельдорф, Германия)
  • Эссенский скоростной трамвай (Эссен, Германия)
  • Метрополитен Франкфурта-на-Майне (Франкфурт-на-Майне, Германия)
  • Ганновер ЛРТ (Ганновер, Германия)
  • Карлсруэ ЛРТ (Карлсруэ, Германия)
  • Касселький региональний трамвай (Кассель, Германия)
  • Saarbahn (Саарбрюккен и Ригельсберг, Германия)
  • Штутгарт ЛРТ (Штутгарт, Германия)
  • Афинский трамвай (Афины, Греция)
  • Luas (Дублин, Ирландия)
  • Скоростной Трамвай Бергамо-Альбино (Бергамо и Альбино, Италия)
  • Трамвай Кальяри (Кальяри, Италия)
  • Скоростной Трамвай Палермо (Палермо, Италия)
  • Трамвай Люксембурга (Люксембург)
  • Bybanen (Берген, Норвегия)
  • Краковский Скоростной Трамвай (Краков, Польша)
  • Познаньский Скоростной Трамвай (Познань, Польша)
  • Южный Метрополитен (Алмада и Сейшал, Португалия)
  • Метрополитен Порту (Порту, Португалия)
  • Линия 41 Бухарестского Трамвая (Бухарест, Румыния)
  • Линия М1 метро Лозанны (Лозанна, Швейцария)

Африка

  • Лёгкое метро Аддис-Абебы (Аддис-Абеба, Эфиопия)
  • Лёгкое метро Абуджи (Абуджа, Нигерия)
  • Маврикий Экспресс Метро, (Маврикий)
  • Скоростной трамвай Орана, (Оран, Алжир)
  • Скоростной трамвай Уаргла, (Уаргла, Алжир)
  • Тунисский трамвай, (Тунис, Тунис)
  • Трамвай Рабата и Сале (Рабат и Сале, Марокко)

Россия

В России на сегодняшний день нет как определения понятия легкорельсовый транспорт, так и систем, соответствующих данному понятию в общепринятом смысле. В то же время часть линий в ряде существующих трамвайных систем (Волгоград, Старый Оскол) относятся к его разновидности — скоростному трамваю. В первой половине 2010-х годов в России на различных стадиях подготовки находились следующие проекты строительства скоростного трамвая:

  • Москва (линия вдоль Шоссе Энтузиастов)
  • Новосибирский скоростной трамвай (ТЭО первых линий)
  • Казанский скоростной трамвай
  • Санкт-Петербург (проект «Надземный экспресс»)
  • Воронеж (проект сооружения первой линии «Автовокзал — Аэропорт»)
  • Екатеринбург (проект сооружения линии в район Академический)
  • Тула (проект системы тульского метротрама компаний «VTG» и «Орлком Метромежтранс»)
  • Орловский скоростной трамвай
  • Саратовский скоростной трамвай
  • Уфимский скоростной трамвай

Тем не менее, перспектив развития данного вида транспорта в России фактически нет. Строительство нескольких упомянутых выше систем уже отменено официально, по другим 3-5 лет нет никаких новостей.

Зачастую к легкорельсовому транспорту ошибочно относят Бутовскую линию метрополитена в Москве и монорельс. Однако первая выполнена по нормам метрополитена, с соответствующей изоляцией сети и допустимой нагрузкой на ось, а второй и вовсе не является железнодорожным транспортом.