Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Троп (музыка)

Троп (лат. tropus, от греч. τρόπος — здесь в значении «превращение», «обработка») — литературно-музыкальный жанр в средневековой Западной Европе, в основе которого лежит поэтическая или музыкально-поэтическая обработка прежде сочинённых григорианских распевов.

Характеристика

В музыковедческой литературе «тропированием» называют добавление (обычно молитвословного) текста к существующему распеву мелизматического типа, а результат такой поэтической обработки заданной мелодии называют «тропом». Троп — современное типологическое обобщение различных аутентичных наименований жанра (prosula, prosa, verba, versus и др.), которые встречаются в нотных и музыкально-теоретических памятниках IX—XII веков. Мишель Югло предлагал различать тропы трёх типов: мелодические (новые мелизмы), мелогенные (новые тексты под существующие мелизмы) и логогенные (новые мелодические фразы с новым текстом).

В более широком смысле тропами называют любые средневековые обработки григорианской монодии, связанные с дополнением её новой музыкой и новым текстом. Один из первых известных тропов-дополнений — «Quem quaeritis», впервые зарегистрированный в рукописи X века Санкт-Галленского монастыря (см. Quem-quaeritis-Tropus).

Тропированию подвергались песнопения мессы: в проприи — интроиты (как «Quem quaeritis» в Винчестерском тропарии), аллилуйи, оффертории, причастные антифоны (коммунио); в ординарии — все кроме Credo, и оффиция (респонсории, заключительный версикул «Benedicamus Domino» и др.). При ссылке на тропированное песнопение указывают инципит исходного материала и инципит тропа, например Kyrie «Cunctipotens genitor» (см. нотные примеры).

Оригинальные сборники тропов носили название «тропариев» (troparium). Наиболее известен Винчестерский тропарий (в двух рукописях — кембриджской и оксфордской; обе составлены около 1000 г.), который содержит более 160 двухголосных органумов и древнейший сохранившийся образец литургической драмы (см.: Winchester Troper).

В Сен-Марсьяле в XI в. на основе тропов в монодии возникла латинская строфическая песня (оригинальный термин — versus). Как считается, этот экспериментальный нелитургический жанр тесно связан с позднейшим кондуктом.

Тропирование трактуется как важная социально-эстетическая тенденция в среде церковных поэтов и музыкантов — отход от «канонической» интерпретации плавного распева, специфическое (в отношении содержания ограниченное рамками католической догматики) проявление свободы творчества.

Многие поэтические тексты тропов опубликованы в фундаментальной антологии «Analecta hymnica medii aevi».

Другие значения термина

В древнегреческой теории музыки «троп» (др.-греч. τρόπος, в основном значении — «образ», «манера», «способ») — синоним для (более употребительного) «тон» (τόνος). И то и другое обозначает лад, а точнее (метонимически) — звукоряд модального монодического лада. В дефинитивной части своего учения о ладах Боэций (в труде «Основы музыки», написанном в начале VI в.) слово tropus приводит наряду с tonus и modus (то есть все три слова поначалу выглядят как полные синонимы), но по ходу развёртывания учения применяет только modus — слово, которое по мнению ряда исследователей музыкальной античности представляет собой адаптированный латинский перевод древнегреческого τρόπος.

В технике 12-тоновой музыкальной композиции Й. М. Хауэра тропами названы 44 шестизвучные группы, составляющие мелодико-гармоническую основу произведений (см. Tropentechnik).