Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Старообрядческая икона

Старообрядческая икона в целом продолжает традиции древнерусской иконы. Поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия, а как раз государственная церковь отпала от исконной древлеправославной веры, начиная со второй половины XVII века старообрядцы выступили защитниками византийского и древнерусского канона в иконописи.

Сюжетные особенности

  • Спас Благое Молчание. На ней изображён ангел со скрещёнными на груди руками (как причастник), облачённый в царский хитон и в восьмиконечной короне славы Бога Отца. По обеим сторонам рядом с короной надписи «IС» ниже «Благое» и «ХС» ниже «молчание» Неканонический извод Христа в виде «тварной» природы — ангела — запрещён в Русской православной церкви.
  • Спас Мокрая Брада — образ Спасителя с клинообразной формой бороды и с левым глазом большим, чем правый.
  • Спас Ярое Око — образ Спасителя с удлинённой головой, тёмным ликом без нимба в сине-голубой одежде
  • Богоматерь Огневидная
  • Мученик Христофор-Псеглавец. Его иконы «с пёсьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-Кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание.
  • Никола Отвратный — образ Святого Николая с косящими влево зрачками.
  • Священномученик Аввакум,
  • Инокиня Феодора.
  • Андрей Денисов — один из основателей Выгорецкой обители.
  • Тетраморф — в виде непосредственного прообраза евангелистов.

Подобно другим православным, старообрядцы чтили иконы, посвящённые Страшному Суду и местным святым: Зосимы и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Сергия Радонежского

Обилие надписей на полях — характерная черта старообрядческих икон. Деревянные иконы старообрядцев обычно характеризуются тёмными ликами. Также старообрядцев характеризовали медные и оловянные «литые иконы». В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.

В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.

  • Спас Вседержитель

  • Протопоп Аввакум и боярыня Морозова

  • Благовещание, Е. Андрианов

  • Антоний Римлянин

  • Ангел в середу, Ангел в пяток и Ангел-Хранитель

  • Симеон Богоприимец, XIX век

  • Господь Саваоф, XVIII век

  • Четыре митрополита московских, XIX век

Школы старообрядческой иконы

  • Ветковская икона. Основными породами дерева на Ветке являются тополиные. Эта древесина особенно сильно подвержена воздействию жучка-точильщика, поэтому икона, написанная на Ветке, практически всегда изъедена жучком. Толщина досок большая — 2-2,5-3 см. Растительный орнамент из листьев и цветов, а также картушей с надписями, у лучших мастеров с применением техник «цировки» и «цвечения золота», также характерен для ветковских мастеров, он являл образ эдемского сада. Основные мотивы, характерные для Ветки: цветы, розы и розовые букеты, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканта, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, нарциссы, раковины. Отличительной чертой икон ветковской традиции являются сильные высветления вокруг рта - подбородка и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы активно выделяют киноварью междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией.
  • Невьянская икона. Уральская старообрядческая иконопись начинает проявлять черты самобытности, очевидно, с 1720—1730-х гг., когда к раскольникам, ранее переселившимся на Урал из центра России (из Тулы) и с Поморья (из Олонца), присоединились после «выгонок» с Верхней Волги, Керженца и из районов, пограничных с Польшей (с Ветки и из Стародубья) новые массы старообрядцев. Сплачивающая роль принадлежала часовенному согласию приемлющих священство старообрядцев-поповцев. Центром старообрядцев Урала стал город Невьянск. Отличительные черты Невьянской иконы: удлинённые пропорции и сплошное золочение. В настоящее время предпринимается попытка возрождения школы невьянской иконы.
  • Поморская икона (с тундровым позёмом).
  • Сызранская икона.
  • Сибирская икона.

Известно о мироточении старообрядческих икон.