Музыкальная монограмма (музыкальная анаграмма, литерафония — термин Ю. Н. Холопова, ономафония) — последовательность музыкальных нот, которая может служить для обозначения скрытого сообщения, как правило, с помощью установленного соответствия между нотами и буквами.
Наиболее распространёнными и известными примерами являются произведения композиторов, в которых они использовали свои собственные зашифрованные имена или имена своих друзей в качестве тем или мотивов.
Из-за огромного количества способов, которыми ноты и буквы могут быть поставлены в соответствие, задача обнаружения скрытых шифров и точной расшифровки чрезвычайно трудна.
История возникновения
Буквенная нотация — самый простой и очевидный способ музыкального шифрования. Различные схемы обозначения нот из алфавита встречаются ещё в анонимном трактате X века «Dialogus de musica». С появлением новых нотаций стали использоваться различные методы шифрования. Однако наиболее распространёнными музыкальные монограммы стали в произведениях композиторов XIX века.
Методы шифрования
Преобразование слогов текста в фонетически схожие названия нот
Считается, что этот метод был впервые использован Жоскенем Депре в его мессе «Hercules Dux Ferrariae». Теоретик музыки Джозеффо Царлино назвал его Soggetto cavato. При этом способе шифрования гласным буквам в тексте ставятся в соответствие слоговые названия ступеней звукоряда (ut, re, mi, fa, sol, la) Гвидо д’Ареццо (нота до называлась ut). Таким образом, имя адресата «Hercules Dux Ferrarie» (Эрколе I д’Эсте) превращается в re-ut-re-ut-re-fa-mi-re, что в современной музыкальной нотации записывается как D-C-D-C-D-F-E-D.
Преобразование букв в названия нот
Поскольку названия нот включают только буквы от A до G, возникла проблема шифрования остальной части алфавита. Существуют два решения, которые называют немецким и французским методами
Немецкий метод
В немецкой системе обозначений, ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. В этой системе си-бемоль обозначается как B, си-бекар — H. Самым известным пример такой монограммы — мотив B-A-C-H, который был использован Иоганном Себастьяном Бахом, а также его современниками и более поздними композиторами. Другие название нот получаются на основе их произношения, например, E♭, Es в немецкой системе обозначений, может обозначать S, а A♭ — As. Композиторы, сталкиваясь с необходимостью создать монограмму на основе текста, содержащего буквы, которым нельзя поставить в соответствие ноты, пропускали их, или использовали фонетическое замещение. Например, Роберт Шуман использовал лишь S-C-H-A (E♭, C, B♮, A), чтобы подписаться своим именем в цикле фортепианных миниатюр «Карнавал».
Французский метод
Французский метод создания монограмм возник в начале XX века. Он заключается в выписывании букв A—G, H—N, O—U и V—Z в линии под названиями нот A—G, следующим образом:
таким образом, каждой ноте, соответствуют несколько букв, вписанных в три ряда под основной буквенной строкой. Буквы A, H, O, и V шифруются нотой A, а буквы B, I, P и W — нотой B (бемоль или бекар) и так далее.
Известные примеры
Данный список содержит мотивы, которые были использованы в опубликованных музыкальных произведениях.
- A, B♭, B♮, F (= A, B, H, F)
- A, B♭, E, G, G (= A, B, E, G, G)
- A, E♭, C, B♮ (= A, S, C, H) и A♭, C, B♮ (= As, C, H)
- [A], E♭, C, B♮, B♭, E(♮), G (= [A], S, C, H, B, E, G)
- B♭, A, B, E♭ (= B, r, A, H, m, Es)
- B♭, A, C, B♮ (= B, A, C, H)
- B, A, D, D, G (= H, A, Y, D, N)
- B, A, F (= B, La, F)
- B♭, D, G♯, A, C, F (= B, Re, Gis, La, Do, Fa)
- C, A, F, F, E, E (= K, A, F, F, E, E)
- C, A, G, E
- D, E♭, C, B (= D, S, C, H)
- E, A, E, D, A (= E, La, Mi, Re, A)
- E♭, C, B♮, A (= S, C, H, A)
- F, A, E
Использование в криптографии
Основной задачей музыкальной криптографии является генерация шифротекста, который представляет собой приятную для слушателя последовательность звуков. Таким образом достигается эффект сокрытия наличия сообщения.
Разработан алгоритм простой замены, в котором соответствие между символами исходного текста и нотами устанавливается таким образом, чтобы шифротекст удовлетворял принципам классической музыки независимо от исходного текста. Такой алгоритм позволяет скрыть наличие сообщения, но неустойчив к частотному анализу.
Для улучшения криптостойкости используют однозвучный шифр подстановки. Он заключается в том, что символ открытого текста может быть заменён одной из нескольких возможных нот. При этом в качестве шифротекста используется единственная последовательность нот, которая выбирается по принципу максимизации энтропии.
Известны также алгоритмы музыкального шифрования, основанные на теории графов, нечёткой логике.