Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Петербурго-Варшавская железная дорога

Петербурго-Варшавская железная дорога — четвёртая железная дорога, построенная в Российской империи в 1852—1862 годы в соответствии с императорским указом от 15 февраля 1851 года. Протяжённость 1046 вёрст, с ветвью к границе с Пруссией — 1225 вёрст (1280 км). Проведена через города Гатчина — Луга — Псков — Остров — Пыталово — Режицу — Динабург (Двинск) — Вильно — Ландварово — Гродно — Белосток.

Ветви: Ландварово — Ковно — Вержболово — (162 версты); Пыталово — Сита (63 версты).

В настоящее время участки дороги относятся к Октябрьской железной дороге (РЖД), Латвийской железной дороге, Литовским железным дорогам, Белорусской железной дороге и Польским железным дорогам.

История

Линия проложена через губернии: С.-Петербургскую (на протяжении 218 вёрст), Псковскую (153 верст.), Витебскую (127,5 верст.), Курляндскую (17,9 верст.), Ковенскую (31,8 верст.), Виленскую (216,5 верст.), Гродненскую (137,9 верст.), Ломжинскую (67 верст), Седлецкую (28,2 верст), Варшавскую (47 верст); ветвь до границы с Пруссией — через Виленскую (58,7 верст), Ковенскую (22,4 верст) и Сувалкскую (80,9 верст). Наибольшее возвышение над уровнем моря на 448-й версте (перегон Антонополь — Рушоны) — 596,69 футов, наименьшее на 1-й — 17,57 футов. Земляное полотно отсыпалось под два пути. Строителем Петербурго-Варшавской железной дороги был генерал-лейтенант В. А. Бобринский, подрядчики: Адельсон (р. Двина — Ландварово), почетн. гражд. Скворцов (Ландварово — Варшава), Г. В. Гладин и Клочковский (Псков — Динабург).

15 февраля 1851 года подписан указ императора Николая I о проведении изысканий для постройки на средства казны дороги Санкт-Петербург — Варшава. На казенные деньги дорогу довели только до Гатчины — Крымская война истощила государственные средства.

23 ноября 1851 года подписан императорский указ о строительстве дороги.

Строительство начато в 1852 году под руководством инженера генерал-майора Э. И. Герстфельда.

Технические параметры мало отличались от Петербурго-Московской дороги. Земляное полотно и искусственные сооружения возводились под два пути, однако верхнее строение — под один путь. Предельный уклон принимался в 6 тысячных; минимальный радиус кривых — 1065 м. Проектный объём земляных работ достигал 96 млн кубометров или 76 тысяч кубометров на 1 км пути. Вся линия была разбита на 8 отделений. Некоторые участки строились одновременно.

31 октября (12 ноября) 1853 года открылось движение поездов на участке Санкт-Петербург — Гатчина (41 верста/45 км)

10 октября 1856 года Совет Министров принял решение о привлечении иностранного капитала.

26 января 1857 года основано Главное общество российских железных дорог (основной капитал — французский). Новообразованому Обществу переданы дорога и строительные работы.

Дорога вводилась в эксплуатацию участками:

  • 5 (17) декабря 1857 года: Гатчина — Луга.
  • 10 (22) февраля 1859 года: Луга — Псков (128 вёрст). За семь месяцев до того, 8 июля 1858 года «ходил в Псков поезд с членами Совета Управления» Общества, а 22 сентября государь император «изволил прибыть из Пскова в Царское Село».
  • 10 августа 1859 года первый паровоз пришёл в Остров, 20 сентября — в Динабург, 17 октября 1859 года Александр II, возвращаясь из южных губерний «изволил проехать из Динабурга до Царского Села по вновь отстроенному пути».
  • 26 января 1860 года: Псков — Остров (49 вёрст), 8 ноября 1860 года — Остров — Динабург (191 верста).
  • 11 апреля 1861 года: Ковно (временная станция на левом берегу Немана) — Прусская граница. Согласованное дилижансное сообщение Ковно Динабург (до открытия прямого железнодорожного сообщения).
  • 15 марта 1862 года: Динабург — Ландварово (178 вёрст), 10 мая — Ландварово — Ковно.
  • 6 (18) мая 1862 года открыто временное коммерческое движение на участке Варшава — Белосток, а чуть позже оно продлено до Гродно.
  • 6 (18) сентября 1862 года открыто временное коммерческое движение на участке Варшава — Ландварово, таким образом пассажиров и товары начали перевозить по всей линии.
  • 15 (27) декабря 1862 года с введением в эксплуатацию участка Ландварово — Варшава состоялось официальное открытие сквозного движения по всей линии. Длина дороги составила 1046 верст, ответвление до границы с Пруссией — 162 версты.

С 1 января 1894 года дорога выкуплена Государственной казною.

В 1895 году открыта для движения стратегическая ветвь Ораны — Олита, а в 1899 г. Олита Сувалки Гродно (Лососно).

В 1906 году с устройством второго пути от Малкина до Варшавы стала двухпутной на всём протяжении.

1 января 1907 года Петербурго-Варшавская дорога наряду с Балтийской и Псково-Рижской вошла в состав Северо-Западных железных дорог. На время упразднения дорога состояла из «главного хода» Санкт-Петербург — Варшава, ветви до границы с Восточной Пруссией, и трёх второстепенных малодеятельных ветвей; их общая протяжённость — 1426 вёрст (из них 1208 вёрст — магистральных; 218 вёрст — второстепенных).

После 1907 года

Во время Первой мировой войны части линии от Варшавы до Двинска, от Вержболово до Вильны и стратегическая ветвь Ораны — Олита были немцами перешиты на колею шириной 1435 мм. После окончания Первой мировой войны, польско-советской войны и других военных действий части бывшей Санкт-Петербурго-Варшавская железной дороги (с ветвями) отошли Советской России (позднее СССР), Латвии, Литве и Польше. В межвоенный период отошедшая Польше и Литве часть железной дороги осталась с колеей 1435 мм, а в Латвии обратно перешита на 1524 мм.

В 1939-1940 гг. после присоединения к СССР Западной Белоруссии, Литвы и Латвии, начата частичная перешивка некоторых участков бывшей Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги на широкую колею (1524 мм). Но до начала немецкого вторжения полная перешивка не была завершена. После окончания Второй мировой войны линии и ветки бывшей Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги отошли к СССР и Польской Народной Республике.

В 1967 году участок дороги в городской черте Ленинграда от станции Корпусное шоссе до станции Шоссейная был демонтирован. Поезда на этом участке переведены на Балтийский ход, а для связи с Варшавским ходом от станции Ленинский проспект построена соединительная линия со станциями Предпортовая и Аэропорт.

После распада СССР части бывшей Петербурго-Варшавской железной дороги отошли к Российской Федерации, Латвии, Литве и Белоруссии. Участок в Литве от ст. Марцинконис до литовско-белорусской границы законсервирован.

В 2001 году Варшавский вокзал был закрыт, отправления поездов дальнего следования переведены на Витебский вокзал, а пригородных поездов — на Балтийский вокзал.

В 2014-2016 годах в Литве между станциями Казлу-Руда и Каунас параллельно существующей линии построена линия колеи 1435 мм (часть магистрали Rail Baltica). В 2019-2020 годах линия колеи 1435 мм будет продлена до ст. Палямонас.

Станции

Санкт-Петербург — Варшава. 1045 вёрст

Ветвь Ландварово — Вержболово — Эйдкунен (прусская Восточная ж. д.) 162 версты

Вокзал ст. Лентварис. Фото 2010 г. Каунас. Вокзал. Фото 2009 г. Вокзал ст. Вержболово

Ветвь Ораны — Олита — Сувалки — Гродно (Лососна) (военно-стратегическая). 231 верста

Ветвь Свенцяны — Березвечь (узкоколейная (750 мм); на 1906 г. — тупиковая). 119 вёрст

Ветвь Пыталово — Сита (на 1906 г. — тупиковая). 63 версты

Инженерные сооружения

Двинск. Мост. Дореволюционное фото Даугавпилс. Мост. Март 2010 г. Мост через Воке Гродно. Мост через Неман. Дореволюционное фото Мост через Нарев. Фото 2008 г. Мост через Ливец. Фото 2009 г.

Мосты

  • Мост через р. Ижора (на 37-й версте). Однопролётный.
  • Мост через р. Оредеж у Сиверской (на 64-й версте). Отверстием 7,7 сажен.
  • Мост через р. Ящеру
  • Мост через р. Луга у ст. Преображенская (на 116-й версте). 1853—1857 гг. Первый в России металлический железнодорожный мост. Проект составлен в 1852 г. инж. проф. Кербедзом С. В. Строился под руководством инж. Стебницкого И. И., Рерберга И. Ф. Двухпролётный, с ездой поверху, длиною по 27 саж. / 55,3 м каждый. Неразрезные фермы решетчатого типа с параллельными поясами и часто расположенными перекрестными раскосами — на то время наиболее совершенная мостовая конструкция в Европе. Пролётные строения были изготовлены из отечественного железа. Разрушен в 1941 г.
  • Мост через р. Плюсса (на 168-й версте). Однопролётный.
  • Мост через р. Псковица
  • Мост через р. Пскова у Торошино (на 236-й версте). Отверстием 10 саженей, однопролётный
  • Мост через р. Пскова (на 245-й версте). Однопролётный.
  • Мост через р. Черёха (на 262-й версте). Отверстием 42,0 сажени (14 + 14 + 14 саж.), трёхпролетный, раскосной системы.
  • Мост через р. Многа (на 263-й версте). Отверстием 12 саженей, однопролетный, раскосной системы.
  • Мост через р. Щепец (на 300-й версте). Отверстием 12 саженей, однопролётный, раскосной системы.
  • Мост через р. Великая у Острова (на 306-й версте). инж. Э. Коллиньон. Однопролётный, длиной 40 саж. / 88 м.
  • Мост через р. Утроя у Брянчаниново (на 319-й версте). Отверстием 12 саженей. Однопролётный.
  • Мост через р. Утроя (на 371-й версте). Отверстием 10 саженей.
  • Мост через р. Утроя у Корсовки (на 378-й версте). Отверстием 10 саженей.
  • Мост через р. Режица (на 416-й версте). Отверстием 22 сажени. Однопролётный.
  • Мост через р. Малта (на 434-й версте). Отверстием 12 саженей.
  • Мост через р. Золве (на 455-й версте). Отверстием 10 сажен.
  • Мост через р. Западная Двина у Двинской крепости (на 499-й версте). 1858—1862 гг. Трёхпролётный (39 + 39 + 39 саж.), многораскосный, с ездою понизу.
  • Мост в разливе р. Двина для пропуска полых вод (на 501-й версте). Трёхпролётный (10 + 10 + 10 саж.)
  • Мост через р. Лавкесса (на 506-й версте). Отверстием 10 саж. Однопролетный.
  • Мост через р. Свенцана (на 548-й версте). Отверстием 7,5 саженей.
  • Мост через р. Вилия (на 621-й версте). Отверстием 30 саженей, однопролётной, многораскосный.
  • Мост через р. Вилейка у ст. Вилейская (на 650-й версте). Отверстием 34 сажени, трёхпролетный.
  • Мост через р. Воке у Ландварово (на 670-й версте). Отверстием 37,50 саженей, трёхпролётный.
  • Мост через р. Меречанка (на 717-й версте). Отверстием 20 саж., высота над ложем реки — 5,65 саж.
  • Мост через р. Улла (на 743-й версте). Отверстием 12 саженей.
  • Мост через р. Неман в Гродно (на 807-й версте). Отверстием 82,4 сажени, трёхпролётный (25,7 + 31 + 25,7 саж.), с ездой поверху, решетчатые фермы. Взорван в сентябре 1915 г. при отступлении русской армии. Восстановлен поляками в 1934 г.
  • Мост через р. Лососна (на 827-й версте).
  • Мост через р. Соколда (на 854-й версте). Отверстием 13,2 сажен, трёхпролётный.
  • Мост через р. Супрасль у Белостока (на 877-й версте).
  • Мост через р. Нарев у Лап (на 903-й версте). Отверстием 75 саженей (23,3 + 28,4 + 23,3 саж.), трёхпролётный, решетчатые фермы.
  • Мост через р. Западный Буг у Малкина (на 970-й версте). Отверстием 129,0 сажен (23 + 26,3 + 26,3 + 26,3 + 23 саж.), с ездою понизу, решетчатые фермы.
  • Мост через р. Ливец у Лохова (на 998—999 версте).
  • Мост через р. Висла в Варшаве. В качестве железнодорожного не использовался. Построен в 1858—1864 гг. по проекту инж. Кербедза С. В. Шесть пролётов длиною по 74,7 м. Двухпролётные неразрезные фермы с ездой понизу.
  • Мост через р. Неман у Ковно (на 755-й версте). Отверстием 129 саженей, четырёхпролётный (33,5 + 33,5 + 36,8 + 36,8 саж.), с двумя дополнительными береговыми пролётами в 5 саж. каждый; инж. Сезанн, с ездою понизу.
  • Мост через р. Лепону на русско-прусской границе. Отверстием 10 саж.

Путепроводы

  • На станции Остров над дорогой из деревни Печора в город (с железным балками на каменных устоях, отверстием в 3 сажени).
  • Островоротский в Вильне над улицей, путепровод над станционными путями в Вильне возле депо.
  • На станций Белосток каменный арочный путепровод над дорогой, металлический путепровод над станционными путями у вокзала.
  • В Даугавпилсе пересечение путепроводом Петербурго-Варшавскойя железной дороги с железной дорогой на Ригу.
  • В Даугавпилсе путепровод над дорогой (ныне улица) возле крепости.
  • Арочные кирпичные путепроводы возле Кайшядорис и на перегоне Лентварис - Вевис.

Тоннели

Первые в России железнодорожные тоннели. Инж.-подполковник Перрот Г. Ф.

  • Понарский тоннель в 7 верстах к юго-западу от Вильны (длиною 200 саж. / 430 м). Строительство началось 15/27 января 1859 г. с обеих оконечностей. Открыт в 1861 г. Не действует с 1950-х гг.
  • Ковенский тоннель длиною 600 саженей (1284 м). Рытье первой штольни начато 9 мая 1859 г. 20 ноября 1861 г. «прошел сквозь Ковенский туннель первый паровоз». Капитальный ремонт проведен в 2009 г. Тоннелю посвящена почтовая марка Литвы, выпущенная в 2005 г.

Дамбы

  • Бугская. На 971—976 верстах у р. Западный Буг.

Подвижной состав

Локомотивы

  • Серии Г. Тип 0-3-0. Товарные.

Заводы-изготовители: «Шарп-Стюарт» (Манчестер, 1857 г. № 1—14; 1870 г. № 161—170), «Гуэн» (Париж, 1860 г. № 31—40), «Зигль» (Вена, 1862 г. № 101—108; 1863 г. № 109, 110), «Сен-Пьер» (Бельгия), «Китсон» (Дарлингтон, 1871 г.), Ганноверское общество (1871 г.), Мастерские Петербурго-Варшавской дороги (1873 г. № 231, 232).

  • Серии Ф. Тип 1-2-0. Товаро-пассажирские.

Построены на заводе Р. Стефенсона (Ньюкасл-апон-Тайн) в 1860 г. № 3—6.

  • Серии А. Типы: 2-1-0 и 1-2-1. Пассажирские.

Тип 1-2-1. Построены на заводе «Кайль» в 1861 г. (№ 1—4).

Тип 2-1-0. Построены на заводе Шнейдера в 1861 г. (№ 5, 6) и в дорожных мастерских (1869—1870 гг., № 7, 8).

  • Серии Б. Тип 1-2-0. Товаро-пассажирские.

Строились заводами: «Шарп-Стюарт» (1857 г. № 1—26), «Борзиг» (Берлин, 1862 г. № 71—130; 1876 г. № 137—148), «Кулье» (Шарлеруа, 1863 г. № 64—70), завод в Линдене (под Ганновером, 1875 г. № 131—136).

  • Серии Д. Танк-паровозы. Маневровые.

Строились заводами: Леонарда (1862 г. № 1—12; 1871 г. № 16—22), «Гуэн» (1871 г. № 23—25).

  • Серии К.
  • СО

Мастерские и депо

  • Паровозные мастерские: Санкт-Петербургские мастерские, Псковские (основаны в 1863 г.), Двинские (1866 г.), Виленские, Лапские.
  • Вагонные мастерские: С.-Петербург (четыре на 138 вагонов), Динабург (деревянное здание, на 16 вагонов), Вильно (на 16 ваг.), Ковно (на 40 ваг.), Вержболово (на 16 ваг.), Варшава (на 40 ваг.)
  • Вагонные сараи: С.-Петербург (два, на 100 вагонов, в том числе стеклянный ремиз на 30 вагонов при пассажирском здании), Ландварово (на 20 ваг.), Вержболово (на 18 ваг. Императорского заграничного поезда).
  • Паровозные здания: С.-Петербург (три здания, одно из них круглое, в них 36 стойл), Александровская (на 2 стойла), Гатчина (два здания на 4 стойла), Дивенская (деревянное, на 2 ст.), Мшинская (деревянное, на 2 ст.), Луга (на 12 ст.), Белая (на 2 ст.), Псков (круглое, на 20 ст.), Остров (на 4 ст.), Корсовка (на 12 ст.), Антонополь (на 4 ст.), Динабург (два здания: круглое на 18 паровозов, деревянное на 9 стойл), Дукшты (на 2 ст.), Свенцяны (на 6 ст.), Вилейка (на 2 ст.), Вильно (два здания на 40 стойл), Ландварово (на 4 ст.), Ораны (на 2 ст.), Поречье (на 6 ст.), Соколка (на 4 ст.), Белосток (на 2 ст.), Лапы (на 12 ст.), Чижев (на 4 ст.), Лохов (на 4 ст.), Варшава (на 6 ст.), Жосли (на 2 ст.), Ковно (круглое, на 18 стойл), Козлова-Руда (на 2 ст.), Вержболово (на 12 ст.). Итого на 1868 г.: 34 здания на 240 стойл.
  • Паровозные депо: Луга, Псков, Вильна (веерное), Ковно (веерное), Козлова-Руда

Исторические события

  • 2-7 ноября 1905 г. в ходе Ноябрьской политической стачки прекращено движение поездов
  • 2 (15) марта 1917 года последний российский император Николай II в царском поезде, задержанном на станции Псков, подписал манифест об отречении от престола.
  • 25 февраля 1918 г. у ст. Торошино было остановлено наступление немецких войск.
  • 18 января 1944 г. 1-й, 4-й и 5-й отряды 7-й Ленинградской партизанской бригады разгромили гарнизон ст. Торошино и взорвали железнодорожный мост через Пскову.

Происшествия

  • 16 июня 1902 г. на 106 версте произошло крушение поезда № 24. Убито 2 человека — кочегар и пассажир, тяжело ранен 1 человек, легко ранено 2 человека.
  • 7 октября 1902 г. крушение скорого поезда № 12 сообщением Петербург — Варшава на перегоне Дукшты — Турмонт.
  • 26 июля 1964 г. крушение скорого поезда № 80 сообщением Калининград — Ленинград на 301 км однопутного перегона Дуловская — Черская. Лобовое столкновение. 36 погибших.
  • 4 апреля 1974 г. на ст. Жасляй столкновение дизель-поезда Д1 с цистерной и пожар. Более 20 погибших, точное число не известно.

В культуре

  • А. А. Блок. «Возмездие». 1909 г.

«Вокзал заплеванный; дома, Коварно преданные вьюгам; Мост через Вислу, как тюрьма».

  • Ф. М. Достоевский. Первая строка романа «Идиот» (1868 г.):

«В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу».

  • В. В. Маяковский. «Россия. Искусство. Мы». 1914 г.

«Пора знать, что для нас „быть Европой“ — это не рабское подражание Западу, не хождение на помочах, перекинутых сюда через Вержболово, а напряжение собственных сил в той же мере, в какой это делается там!»

  • Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг). Работал в службе контроля сборов Петербурго-Варшавской железной дороги. Написал о своих рабочих буднях рассказ «Московский случай», стихотворение «Служба сборов».
  • Волков, Ефим Ефимович. Картина "На 53-ей версте". 1910-е. Изображена водопропускная труба р. Суйда

Кино

  • «Зайчик» (1964 г.; реж. Л. Ф. Быков)

Фотографии

  • Луга. Вокзал со стороны площади

  • Плюсса. Вокзал. 2018 год

  • Даугавпилс. Вокзал. Фото 2011 г.

  • Вильнюс

  • Сокулка. Вокзал. Фото 2009 г.

  • Кайшядорис. Вокзал