Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




25.01.2022


24.01.2022


21.01.2022


21.01.2022


21.01.2022





Яндекс.Метрика





Кьябрера, Габриэлло

22.12.2021

Габриэлло Кьябрера (итал. Gabriello Chiabrera; 18 июня 1552, Савона — 14 октября 1638, Савона) — наряду с Марино один из наиболее известных итальянских поэтов рубежа XVI—XVII веков.

Биография

Кьябрера учился в коллеже иезуитов в Риме; общался с Паоло Мануцио (сын известного гуманиста Альда Мануция), другом Ронсара Марком-Антуаном Мюре, мыслителем-аристотеликом Спероне Сперони. В 1575 г. познакомился с Тассо. В 1579—1581 совершил множество криминальных выходок и чуть не стал членом бандитской шайки. В середине 1580-х вернулся в Савону, занимал ряд административных должностей, посещал с дипломатическими миссиями Геную. Многие из его стихотворений связаны были с прославлением различных княжеских династий: Савойских, Гонзага, Сфорца, Эсте, Орсини, что способствовало его социальному преуспеянию.

Караваджо. Портрет папы Урбана VIII.

Среди покровителей Кьябреры был и папа Урбан VIII. С 1600 г. находился на службе у великих герцогов Тосканских. С 1602 г. и до конца жизни жил у себя на родине.

Творчество

В трёх масштабных эпических поэмах Кьябреры: «Война готов» (Della guerra de’ Goti, 1582), «Флоренция» (Firenze, 1615), «Амадеида» (Amedeide, 1620—1635), которые поэт считал наиболее существенной частью своего творчества, прослеживается упорное стремление автора избегать характерных для барокко метафор, следовать эстетической модели «Освобождённого Иерусалима» Тассо и добиться строгой классицистичности. Между тем в историю литературы Кьябрера вошёл именно как лирический (а не эпический) поэт, причём как сами избираемые им жанры, так и метрика стихов Кьябреры, и его повышенный интерес к изобразительному искусству роднят его с Марино. Лирика Кьябреры ориентирована на античные образцы — прежде всего на Пиндара, за что поэт был при жизни прозван «итальянским Пиндаром», — а также на Анакреонта, Горация и Катулла. Лирическая продукция Кьябреры чрезвычайно обширна: три тома «Канцон» (Canzone, 1586—1588), один «Канцонетт» (Canzonette, 1591), «Шутки и нравственные канцонетты» (Scherzi e canzonette morali, 1599), «Различные манеры тосканских стихотворений» (Le maniere de’ versi toscani, 1595—1599) и т. д. Все эти сборники неоднократно перекраивались автором. Стихотворения Кьябреры высоко ценились за музыкальность (в этом отношении он выглядит как предшественник Метастазио и Аркадии) и изощренную строфику.

Кьябрере принадлежат также тексты для шести «музыкальных драм». В их числе наиболее известна приуроченная к торжествам по случаю бракосочетания Марии Медичи и Генриха IV аллегорическая постановка «Похищение Цефала» (Il rapimento di Cefalo, 1600) на музыку Каччини. Таким образом, он относится к числу литераторов, стоявших у истоков оперы.