Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




03.12.2022


02.12.2022


01.12.2022


30.11.2022


29.11.2022





Яндекс.Метрика





Флюссер, Вилем

11.11.2021

Вилем Флюссер (чеш. Vilém Flusser, 12 мая 1920, Прага — 27 ноября 1991, там же) — немецкий писатель, философ искусства, критик и фотограф еврейского происхождения. Одна из центральных фигур современной теории фотографии и теории медиа.

Биография

Родился в еврейской семье. В 1938 поступил на юридический факультет Карлова университета в Праге, в 1939 эмигрировал от нацистов в Лондон, год проучился в Лондонской школе экономики и политических наук, в 1940 переехал в Бразилию. В 1950 получил бразильское гражданство. Сменил несколько мест работы, с 1960 начал сотрудничать с Бразильским философским университетом (порт. IBF). Преподавал в Сан-Паулу, участвовал в Биеннале Сан-Паулу и других событиях культурной жизни Бразилии, занимался журналистикой. Подвергаясь давлению военного режима, в 1972 эмигрировал в Европу, жил в Италии, ФРГ и Франции. Погиб в автомобильной катастрофе под Прагой.

Двоюродный брат — религиовед-библеист Давид Флюссер.

Исследования

Писал на немецком, португальском и французском языках. В ранние годы был близок к феноменологии, развивал философию Хайдеггера. В дальнейшем разработал оригинальную концепцию техники и медиакультуры от письменности до фотографии и средств мобильной связи.

Руководителем архива Вилема Флюссера является Зигфрид Зелинский. До 2006-го года пока Зелинский являлся ректором Кёльнской Академии Медиа Искусств (KHM), архив размещался там. В 2006-м году Зелинский завершает контракт с Академией Медиа Искусств и начинает преподавать в Берлинском Университете Искусств (UDK). Вместе с ним в Берлин переезжает и архив Флюссера.

Концепция фотографической программы

Одна из центральных идей Флюссера — концепция программы. Флюссер исходит из предположения, что в фотографии многие художественные решения продиктованы спецификой техники. Искусствовед Екатерина Васильева, рассматривая концепцию Флюссера, отмечает: «Фотография привязана к окружающему миру: невозможно сфотографировать несуществующее. Или, по словам Флюссера, оператор «может снять только фотографируемое». Фактически, Флюссер полагает, что фотография создает свой собственный способ видения и подразумевает свою собственную идеологию восприятия. Фотографическая программа может быть связана с формированием автономной внелогической системы.

Наследие

В последние годы наследие Флюссера привлекает все более широкое внимание. Его труды активно используются, его идеи обсуждаются на международных симпозиумах, проходят Флюссеровские чтения, книги Флюссера переводятся на разные языки, с 2005 издается посвященный ему международный журнал. Интенсивные исследования идей Флюссера ведёт Центр медиафилософии СПбГУ.

Библиография

  • Lob der Oberflächlichkeit: für eine Phänomenologie der Medien. Bensheim: Bollmann, 1993
  • Nachgeschichte: eine korrigierte Geschichtsschreibung. Bensheim: Bollmann, 1993
  • Vom Subjekt zum Projekt; Menschwerdung. Bensheim: Bollmann, 1994
  • Brasilien, oder, die Suche nach dem neuen Menschen: für eine Phänomenologie der Unterentwicklung. Mannheim: Bollmann, 1994
  • Schriften. Mannheim [u.a.]: Bollmann, 1996
  • Zwiegespräche: interviews, 1967—1991. Göttingen: European Photography, 1996
  • Kommunikologie. Frankfurt: Fischer Taschenbuch Verlag, 1996
  • Für eine Philosophie der Fotografie. Göttingen: European Photography, 1997 (англ. изд.: Towards a philosophy of photography. London: Reaktion, 2000)
  • Bezedno: filosofická autobiografie. Praha: Hynek, 1998 (нем. изд.: Bodenlos: eine philosophische Autobiographie. Bensheim: Fischer Taschenbuch Verlag, 1999).
  • The shape of things: a philosophy of design. London: Reaktion, 1999
  • Briefe an Alex Bloch. Göttingen: European Photography, 2000
  • Jude sein: Essays, Briefe, Fiktionen. Berlin: Philo, 2000
  • Writings. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2002.
  • The freedom of the migrant: objections to nationalism. Urbana: University of Illinois Press, 2003
  • A história do diabo. São Paulo: Annablume, 2005

Публикации на русском языке

  • За философию фотографии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006 (недоступная ссылка)
  • О проецировании. / перевод с нем. М. А. Степанова. // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2009. № 3/4. (9/10). С.65-76.
  • О положении вещей. Малая философия дизайна. Перевод с нем. Т. Збаровской. Редактор В. Куренной. М.: Ad Marginem, 2016.