Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




16.10.2021


16.10.2021


13.10.2021


12.10.2021


12.10.2021





Яндекс.Метрика





Собор в Питерборо

20.09.2021

Собор в Питерборо (англ. Peterborough Cathedral, полностью Кафедральный собор Святых Петра, Павла и Андрея англ. Cathedral Church of St Peter, St Paul and St Andrew, также Собор святого Петра — англиканский собор в городе Питерборо, (Кембриджшир), центр диоцеза Питерборо. Существующее здание выстроено, главным образом, в XII веке в романском стиле и вместе с соборами в Или и Дареме является одной из крупнейших и важнейших английских построек XII века, не претерпевших, несмотря на пристройки и реставрации, существенных изменений.

Собор наиболее известен своим западным фасадом с тремя гигантскими арками, каких не встречается ни до него, ни после. Щипец фасада украшен статуями святых покровителей собора, апостолов Петра, Павла и Андрея.

Длина собора составляет 147 м, высота — 44 м.

История

Англоскасонский период

В англосаксонские времена Питерборо носил название Мидхэмстед, и собор в Мидхемстеде, один из первых центров христианства в центральной Англии, был заложен около 655 года в правление короля Педы Мерсийского. Монастырь при нём просуществовал, по крайней мере, до 870 года, когда был, вероятно, разорён викингами. В нынешнем соборе, в восточном его конце, можно видеть «камень Хедды» с изображением двенадцати монахов, по шесть с каждой стороны в память о погибших в 864 году монахах и настоятеле. Камень был изваян, вероятно, вскоре после этого события, пока монастырь не успел ещё окончательно угаснуть.

В середине X века (когда были заново отстроены также церкви в Или и Рэмси) началось возрождение монастырей, и в 966 году епископ Уинчестерский Этельволд установил бенедиктинское аббатство на останках прежней церкви: «базилику тамошнюю снабдив необходимыми зданиями и окружающими землями». Церковь была удлинена нефом, построена вторая башня в дополнение к центральной. Аббатство, посвящённое св. Петру, было окружено палисадом, то есть крепостью, «бургом», откуда городок при монастыре стал называться Питербургом. Дальнейшую помощь общине в 972 году оказал архиепископ Кентерберийский Дунстан

Новая церковь отличалась массивной западной башней, увенчанной рейнским шлемом, и была выстроена из обтёсанных, правильной формы камней. От неё, кроме камня Хедды и некоторых других резных деталей, уцелела лишь часть фундамента под южным трансептом современного здания. В 2008 году в ходе ремонта стены дома в окрестностях собора обнаружили англосаксонские могилы XI века, предположительно, местных жителей.

После норманского завоевания

В ходе борьбы Хереварда с завоевателями собор несколько пострадал, но был отремонтирован и продолжал службу до пожара в 1116 году, в котором погибло почти всё аббатство и городок, после чего, 8 марта 1118 года, аббат Джон из Сеса (англ. John de Sais) заложил новое здание в нормандском стиле. К 1193 году неф был достроен до западного конца, возведена центральная башня, а раскрашенный деревянный потолок 1230—1250 годов уцелел до сих пор. Аналогичного возраста перекрытий всего четыре во всей Европе, в Британии — только этот. Росписи на нём оригинальные, но поновлялись дважды, в 1745 и 1834 годах (в то время как потолок в Или полностью неоготический, XIX века).

Церковь выстроена из барнакского известняка, добытого в собственных каменоломнях (в то время как строители в Или и Рэмси этот камень меняли на угрей, которых, к примеру, из Рэмси поставляли по 4 тыс. в год). Считается, что и месторасположение церкви выбрано так, чтобы удобне всего доставлять стройматериалы по реке.

В 1237 году были завершены западный трансепт и большой портик западного фасада, и церковь освящена в 1238 году епископом Линкольнским, поскольку монастырь относился к этой епархии, после чего строительство пошло в новом, готическом стиле. Однако, если исключить переделанные окна, портик и пристройку с восточного конца (конец XVI века), здание сохранило облик, в котором воздвигнуто восемь веков назад. Не имеющие аналогов четыре шпиля на западном фасаде образовались в желании сохранить две прежние, романские башни позади нового готического фасада, которые были украшены карнизами и прочим готическим убором, а для целостного впечатления достроены ещё две башни.

Романская башня на средокрестии перестроена в декоративном готическом стиле между 1350—1380 годами. Перекрытие её сохранилось в исходном виде, два яруса прежних окон объединены в один, шпиль и башенки разобраны и заменены зубчатым парапетом.

В XIV веке в соборе были установлены мизерикордии, вероятно, в количестве более тридцати, но сохранилось до наших дней лишь три.

Между 1496 и 1508 годами заменена кровля пресвитерия, а романская апсида заключена в прямоугольный в плане «новый пристрой» в перпендикулярном стиле, перекрытый тюдоровскими веерными сводами, возможно, спроектированными архитектором капеллы Королевского колледжа в Кембридже и колокольни в Кентербери Джоном Уостелом (англ. John Wastell).

Реликвии монастыря. Реформация

Согласно записям средневекового монаха-хрониста Хью Кандида, в середине XII века монастырь располагал клочком одежды девы Марии, двумя обрывками пелёнок Христа-младенца, частицами яслей, в которые его положили, пяти хлебов, которыми накормили пять тысяч человек, частицей посоха Аарона, и мощами апостолов Петра, Павла и Андрея. Различные предметы, к которым прикасался Томас Бекет, привёз приор Бенедикт, свидетель убийства архиепископа, назначенный аббатом в Питерборо. Рука Освальда Нортумбрийского, несмотря на выстроенную монахами сторожевую вышку, была похищена из капеллы в годы реформации. Обилие реликвий привлекало паломников и создавало основу для богатства монастыря, который на пике, перед самой реформацией, обладал шестым в стране годовым доходом, и содержал, помимо 120 монахов, аббата, ключаря и келаря, больницу с врачом.

В 1541 году, после указа Генриха VIII о секуляризации церковного имущества, монастырь был закрыт, релкивии утрачены, но церковное здание уцелело, став кафедральным собором новой епархии. Незадолго до того, в 1536 году, в ней была погребена первая жена Генриха Екатерина Арагонская. Могила её существует до сих пор, и посетители украшают её цветами и её символом — гранатами.

В 1587 году в соборе была похоронена казнённая неподалёку, в Фотерингейском замке, Мария Шотландская. Позднее её сын Яков Стюарт перезахоронил тело в королевском некрополе — Вестминстерском аббатстве.

В годы революции и после

Западный фасад в XVII веке

В 1643 году, в ходе гражданской войны, церковь была разгромлена войсками Парламента, которые, как обычно, уничтожили витражи, мизерикордии, алтарь и заалтарный образ. Также были снесены клуатры и Капелла Девы, повреждены или уничтожены все памятники и надгробия.

Часть этого ущерба была исправлена в XVII—XVIII веках, но основная реставрация началась в 1883 году после обнаружения крупных трещин в опорах и арках под главной башней. Архитектор Джон Лофборо Пирсон реставрировал центральную башню, начиная с фундамента, укрепил хоры и западный фасад. Были изготовлены новые резные мизерикордии, епископский трон, кафедра проповедника на хорах, марморные полы и алтарь. С центральной башни сняли один ярус зубцов, несколько уменьшив таким образом её высоту.

Вечером 22 ноября 2001 года в соборе среди штабелей пластиковых стульев, сложенных в северном боковом нефе, произошёл поджог. К счастью, достаточно скоро огонь заметил один из служителей, но последствия пожара всё же оказались очень неприятными. Жирная копоть от горящего пластика покрыла немалую часть интерьера, в том числе свежеотреставрированный расписной деревянный потолок. Очаг возгорания был расположен близко к органу, который сильно пострадал от огня и воды и полностью вышел из строя на несколько лет, пока его не построили заново.

В июле 2006 года началась реставрация западного фасада стоимостью в полмиллиона фунтов, касавшаяся, главным образом, скульптур, которые подвергались веками воздействию стихий и загрязнённого воздуха, отчего нередко держались на месте только благодаря железным прутьям, пропущенным от головы до пят. В ходе этой программы можно было, пожертвовав средства, «усыновить камни».

В 2018 году, в связи с празднованием 900-летия собора, в Питерборо выставлялся эмалированный ковчег для реликвий, связанных с Томасом Бекетом, изготовленные около 1180 года для Бенедикта, приора в Кентербери, когда он был назначен аббатом в Питерборо.

Музыка

Со времён монастыря существует соборный хор.

Орган и органисты

В 1735 году в соборе был установлен новый орган мастера Джона Ульриха Киллингбурга (англ. John Ulrich Killingburgh (Kellenburgh)) из Нориджа, состоявший из 24 регистров в трёх разделах. В 1809 году лондонским мастером Уильямом Алленом (англ. William Allen) он был перестроен с сохранением корпуса и басовых регистров в 15-регистровый в двух разделах инструмент. В 1894 году орган из 67 регистров на четырёх мануалах и педали строят «William Hill & Norman & Beard», и в 1930 году эта же фирма расширяет его до 93 регистров. В 1980 году орган был отреставрирован фирмой «Harrison & Harrison», сохранившей трубы 1894 года с модернизацией трактуры. После пожара 2001 года «Harrison & Harrison» разобрали инструмент и, восстановив, что уцелело, посьроили новый. Инаугурацию 23 сентября 2005 года провёл Оливье Латри. В нынешнем органе 92 регистра на четырёх 61-клавишных мануалах (Хор, Хауптверк, Швеллер и Соло) и 30-клавишной педали. Самые низкие регистры — 32-футовые. В 2016 году орган был перестроен из «старого филармонического» (a¹=453 Гц) в стандартный строй a¹=440 Гц. Корпус органа изготовлен в 1904 году, орган занимает четыре секции северного трифория, самые низкие регситры ― позади северного ряда мизерикордий.

Список роганистов собора открывает в 1540 году имя Ричарда Стори (англ. Richard Storey), среди других известных музыкантов ― сэр Малколм Сарджент.

Галерея

  • Неф

  • Роспись потолка в нефе

  • Хоры

  • Главный алтарь

  • Новый Пристрой

  • Веерные своды

  • Могила Екатерины Арагонской, буквы современные

  • Чертёж секции

  • Вид в XVII веке

  • Вид с юго-востока ок. 1898 года

  • Камень Хедды, VIII век

  • Распятие (Джордж Пейс, 1975), фигура Христа — Фрэнк Ропер

  • Собор на фризе Альберт-холла

  • Ковчег для реликвий Томаса Бекета, франция, эмаль, ок. 1180, музей Виктории и Альберта