Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Голомб, Иосиф Эммануилович

Иосиф Эммануилович Голомб (16 октября 1920, Москва — 26 января 2005, Москва) — советский оператор, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Заслуженный работник культуры РСФСР (1985).

Биография

Окончил операторский факультет ВГИКа в 1942 году. В 1942—1950 годах — оператор на Центральной студии кинохроники. В качестве фронтового оператора прошёл Западный и Второй Украинский фронты, снимал на Черноморском флоте. По окончании ВОВ оставался оператором кино хроники, кроме фильмов снимал сюжеты для киножурналов: «Новости дня», «Советский спорт», «Советское искусство».

В 1950—1951 годах — оператор Северо-Кавказской студии кинохроники, в 1951—1953 годах на Сталинабадской киностудии.

С 1953 по 1969 год — оператор киностудии «Союзмультфильм», работал преимущественно в кукольной мультипликации.

В 1969—1989 годах — оператор творческого объединения «Экран», где стал одним из создателей студии «Мульттелефильм». Снимал первые в стране мультипликационные телесериалы («Приключения Незнайки»).
Стоял у истоков мультипликационной студии «Пилот».
Среди его работ — около восьмидесяти мультипликационных фильмов.

Член КПСС с 1959 года, член Союза кинематографистов СССР с 1962 года, почётный гражданин города Варна (Болгария).

Скончался 26 января 2005 года в Москве. Похоронен на Донском кладбище.

Фильмография

Документальное кино

  • 1942 — Севастополь (совм. с группой операторов)
  • 1945 — Будапешт (совм. с группой операторов)
  • 1946 — Земля родная (совм. с группой операторов)
  • 1946 — Румыния
  • 1947 — День победившей страны (совм. с группой операторов)
  • 1947 — Слава Москве (совм. с группой операторов)
  • 1948 — В. И. Ленин (совм. с группой операторов)
  • 1948 — Юные танкисты
  • 1948 — Ясная поляна
  • 1949 — Обновление земли
  • 1949 — Они возвратились на Родину
  • 1949 — Чехословацкая делегация в СССР
  • 1952 — На Памире

Мультипликация

  • 1954 — Карандаш и Клякса — весёлые охотники; Злодейка с наклейкой; На даче;
  • 1955 — Четыре монеты
  • 1956 — Небесное создание;
  • 1957 — В одной столовой…
  • 1958 — Краса ненаглядная; Три медведя
  • 1959 — История Власа — лентяя и лоботряса, Пересолил
  • 1960 — Секрет воспитания
  • 1961 — Три пингвина; Заокеанский репортёр
  • 1962 — Обида
  • 1963 — Как котёнку построили дом
  • 1964 — Алёшины сказки; Левша; Лягушонок ищет папу
  • 1965 — Как один мужик двух генералов прокормил; Ни богу, ни чёрту
  • 1966 — Мой зелёный крокодил; Поди туда, не знаю куда
  • 1967 — Варежка; Легенда о злом великане
  • 1968 — Ничто не забыто
  • 1969 — Крокодил Гена
  • 1970 — Приключения Пифа
  • 1972 — Незнайка. Воздушное путешествие (мультфильм)
  • 1973 — Приключения Незнайки и его друзей
  • 1974 — Волшебник Изумрудного города
  • 1975 — Одуванчик; В стране ловушек
  • 1976 — Незнайка в Солнечном городе
  • 1978 — Честное слово
  • 1979 — Дядюшка Ау Ошибка дядюшки Ау
  • 1980 — Топчумба
  • 1980 — Жадный богач; Как старик корову продавал; Солдатская сказка
  • 1981 — Девичьи узоры; Жил-был Саушкин 2
  • 1982 — Ветер про запас
  • 1983 — Падал прошлогодний снег; Новогодняя песенка Деда Мороза
  • 1984 — Ученик волшебника; Волшебная лопата; КОАПП (Комиссия особо активной помощи природе)
  • 1986 — Следствие ведут Колобки
  • 1992 — Сюда идёт кот!

Награды и звания

  • Медаль «За взятие Будапешта» (1945)
  • Медаль «За оборону Москвы» (1945)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
  • Орден «За культуру и искусство» (Румыния)
  • Орден Отечественной войны II степени (1985)
  • Заслуженный работник культуры РСФСР (29 мая 1985)

Отзывы

По сути возрождение объёмной мультипликации в России началось с Иосифа Голомба, режиссёра Евгения Мигунова и их фильма «Карандаш и Клякса — весёлые охотники» (1954). <…>
Он — первый из «стариков», кто поверил в независимые студии и встал у истоков «Пилота».

— Сергей Капков, «Газета» 1 февраля 2005

Всё техническое обеспечение «Пилота» осуществлял Голомб. Человек мужественный и бесконечно добрый, он относился ко мне, как отец. А как он подходил к делу! У нас на студии ходил термин «молитва Голомба». Когда камера уже была заряжена, и вот-вот должна была раздаться команда «мотор», Иосиф Эммануилович замирал — закрывал глаза, вытягивался по стойке смирно и замолкал.

— Александр Татарский, «Газета» 1 февраля 2005