Иосиф Эммануилович Голомб (16 октября 1920, Москва — 26 января 2005, Москва) — советский оператор, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Заслуженный работник культуры РСФСР (1985).
Биография
Окончил операторский факультет ВГИКа в 1942 году. В 1942—1950 годах — оператор на Центральной студии кинохроники. В качестве фронтового оператора прошёл Западный и Второй Украинский фронты, снимал на Черноморском флоте. По окончании ВОВ оставался оператором кино хроники, кроме фильмов снимал сюжеты для киножурналов: «Новости дня», «Советский спорт», «Советское искусство».
В 1950—1951 годах — оператор Северо-Кавказской студии кинохроники, в 1951—1953 годах на Сталинабадской киностудии.
С 1953 по 1969 год — оператор киностудии «Союзмультфильм», работал преимущественно в кукольной мультипликации.
В 1969—1989 годах — оператор творческого объединения «Экран», где стал одним из создателей студии «Мульттелефильм». Снимал первые в стране мультипликационные телесериалы («Приключения Незнайки»).
Стоял у истоков мультипликационной студии «Пилот».
Среди его работ — около восьмидесяти мультипликационных фильмов.
Член КПСС с 1959 года, член Союза кинематографистов СССР с 1962 года, почётный гражданин города Варна (Болгария).
Скончался 26 января 2005 года в Москве. Похоронен на Донском кладбище.
Фильмография
Документальное кино
- 1942 — Севастополь (совм. с группой операторов)
- 1945 — Будапешт (совм. с группой операторов)
- 1946 — Земля родная (совм. с группой операторов)
- 1946 — Румыния
- 1947 — День победившей страны (совм. с группой операторов)
- 1947 — Слава Москве (совм. с группой операторов)
- 1948 — В. И. Ленин (совм. с группой операторов)
- 1948 — Юные танкисты
- 1948 — Ясная поляна
- 1949 — Обновление земли
- 1949 — Они возвратились на Родину
- 1949 — Чехословацкая делегация в СССР
- 1952 — На Памире
Мультипликация
- 1954 — Карандаш и Клякса — весёлые охотники; Злодейка с наклейкой; На даче;
- 1955 — Четыре монеты
- 1956 — Небесное создание;
- 1957 — В одной столовой…
- 1958 — Краса ненаглядная; Три медведя
- 1959 — История Власа — лентяя и лоботряса, Пересолил
- 1960 — Секрет воспитания
- 1961 — Три пингвина; Заокеанский репортёр
- 1962 — Обида
- 1963 — Как котёнку построили дом
- 1964 — Алёшины сказки; Левша; Лягушонок ищет папу
- 1965 — Как один мужик двух генералов прокормил; Ни богу, ни чёрту
- 1966 — Мой зелёный крокодил; Поди туда, не знаю куда
- 1967 — Варежка; Легенда о злом великане
- 1968 — Ничто не забыто
- 1969 — Крокодил Гена
- 1970 — Приключения Пифа
- 1972 — Незнайка. Воздушное путешествие (мультфильм)
- 1973 — Приключения Незнайки и его друзей
- 1974 — Волшебник Изумрудного города
- 1975 — Одуванчик; В стране ловушек
- 1976 — Незнайка в Солнечном городе
- 1978 — Честное слово
- 1979 — Дядюшка Ау Ошибка дядюшки Ау
- 1980 — Топчумба
- 1980 — Жадный богач; Как старик корову продавал; Солдатская сказка
- 1981 — Девичьи узоры; Жил-был Саушкин 2
- 1982 — Ветер про запас
- 1983 — Падал прошлогодний снег; Новогодняя песенка Деда Мороза
- 1984 — Ученик волшебника; Волшебная лопата; КОАПП (Комиссия особо активной помощи природе)
- 1986 — Следствие ведут Колобки
- 1992 — Сюда идёт кот!
Награды и звания
- Медаль «За взятие Будапешта» (1945)
- Медаль «За оборону Москвы» (1945)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
- Орден «За культуру и искусство» (Румыния)
- Орден Отечественной войны II степени (1985)
- Заслуженный работник культуры РСФСР (29 мая 1985)
Отзывы
По сути возрождение объёмной мультипликации в России началось с Иосифа Голомба, режиссёра Евгения Мигунова и их фильма «Карандаш и Клякса — весёлые охотники» (1954). <…>
— Сергей Капков, «Газета» 1 февраля 2005
Он — первый из «стариков», кто поверил в независимые студии и встал у истоков «Пилота».
Всё техническое обеспечение «Пилота» осуществлял Голомб. Человек мужественный и бесконечно добрый, он относился ко мне, как отец. А как он подходил к делу! У нас на студии ходил термин «молитва Голомба». Когда камера уже была заряжена, и вот-вот должна была раздаться команда «мотор», Иосиф Эммануилович замирал — закрывал глаза, вытягивался по стойке смирно и замолкал.
— Александр Татарский, «Газета» 1 февраля 2005