Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Без страха

«Без страха» — советский фильм 1971 года режиссёра Али Хамраева, снятый на киностудии «Узбекфильм». Второй фильм историко-революционной трилогии режиссёра состоящей из фильмов: «Чрезвычайный комиссар» (1970) — «Без страха» (1971 — «Седьмая пуля» (1972).

Сюжет

В основе фильма — реальные события: развёрнутая коммунистами кампания худжум против угнетения женщин Востока.

1927 год, Средняя Азия, Узбекская ССР. Председатель сельсовета Кадыр борется с пережитками прошлого и религиозными предрассудками, призывая женщин кишлака сбросить паранджу — позорное наследие прошлого, свидетельство неравенства, унижающее женщину.

Но женщины кишлака запуганы всё ещё уверенно чувствующими себя баями, которые не желают менять удобный для них уклад и прикрываются религиозными предписаниями. Боится открыть лицо и жена Кадыра Гульсара, опасаясь гнева религиозного отца, хотя даже местный имам встаёт на сторону Кадыра, говоря, что Аллах не хочет унижений женщины. Ставящих агитспектакль артистов избивают басмачи.

Первой в кишлаке сбрасывает паранджу комсомолка Кумри — за что религиозные фанатики зверски убивают её.

Кадыр с приехавшим из райцентра от партии Усубалиевым решает организовать снятие паранджи всеми женщинами кишлака одновременно, в день митинга по поводу проходящего через кишлак автопробега. Но по кишлаку проходит слух, что баи решили не допустить этого — первая же снявшая паранджу женщина будет убита, и Гульсара, понимая, что тогда виновным объявят её мужа, первой снимает паранджу на митинге… Прятавшийся на крыше фанатик стреляет в неё, но пуля попадает в её отца. В завязавшейся перестрелке гибнет коммунист Усубалиев, и одна из женщин кишлака, сняв с себя паранджу, укрывает его. За ней и остальные женщины снимают закрывающие их лица чёрные сетки, бросая их в костёр, разожжённый Кадыром.

Фильм открывается сценой, длящейся всего 35 секунд, но эти 35 секунд потрясают зрителя. В них вмещается больше чувств и правды, чем содержат все работы большинства кинематографистов вместе взятые. Красноармеец бежит с красным флагом и ведет вперед, сквозь пыль и ветер, группу мусульманок в бурках. Он спотыкается, оглядывается назад на женщин, но снова бежит вперед. Они все неуклонно движутся в кадре фильма вперед…

В другой поразительной сцене фильма молодая учительница-коммунист пришла в деревню, и организует свой первый урок. В комнате сидит множество местных женщин и девушек. Учительница поставила на классную доску три больших портрета: Надежда Крупская, Роза Люксембург и… Мона Лиза. Замечательно! Мы сразу же понимаем, какую культуру несет отсталым народам Октябрьская революция.

— World Socialist Web Site, 2015 год

В ролях

  • Рустам Сагдуллаев — Кадыр Каримов
  • Якуб Ахмедов — Ишан
  • Болот Бейшеналиев — Усубалиев, партийный работник из райцентра
  • Тамара Шакирова — Гульсара
  • Дилором Камбарова — Кумри
  • Хикмат Латыпов — Ибрагим
  • Хамза Умаров — Нормат
  • Шухрат Иргашев — командир красноармейского взвода
  • Раджаб Адашев — Юсуп
  • Анвар Кенджаев — Ахмед

Также в фильме снимались: Бахтиёр Ихтияров, Эргаш Каримов, Мехри Абдуллаева, Хикмат Гулямов, Учкун Рахманов, Джамал Хашимов, Саиб Ходжаев, Машраб Юнусов и другие.

Дополнительно

Фильм — дебютная работа будущей актрисы, а тогда 14-летней школьницы Дилором Камбаровой, которую режиссёр случайно увидел в пионерлагере. При этом в следующем фильме своей трилогии — «Седьмая пуля» режиссёр дал актрисе уже главную роль, и тем самым в образе Айгуль как бы «воскресил» погибшую в фильме «Без страха» комсомолку Кумри.

Критика

Киновед С. А. Лаврентьев отнёс фильм к жанру красного вестерна, отнеся его к лучшим в творчестве режиссёра Али Хамраева:

Замечательная лента «Без страха», выпущенная непосредственно перед «Седьмой пулей», доказали его право именоваться выдающимся режиссёром, тонко чувствующим природу кинематографической образности.

Критикой отмечалось, что несмотря на предсказуемость для зрителя сюжета и финала фильма, разворачивающееся на экране действие не теряет интереса:

Признаюсь откровенно: к началу второй части все казалось мне ясным. И о чем пойдет речь (борьба за раскрепощение женщин востока), и основные перипетии сюжета (Кумри или Гульсара снимут паранджу и будут убиты), и даже чем все это кончится… Подумалось даже: какой, собственно, смысл ещё раз воссоздавать на экране много раз показанное, известное, тем более что в необходимости снять паранджу сегодня вряд ли нужно кого убеждать. Однако по мере развертывания повествования события и люди, о которых идет речь, все больше и больше привлекают внимание, захватывают, заставляют переживать и волноваться.

— Кинокритик Михаил Белявский, «Спутник кинозрителя», сентябрь 1972 года

По мнению киноведа В. П. Филимонова в фильме (как и во всей трилогии, сосценаристом последнего фильма которой был Андрей Кончаловский), чувствуется влияние на режиссёра его сокурсника по ВГИКу Кончаловского, и заметен стиль мастерской Г. Рошаля, в которой они оба обучались:

Нравственный пафос «Первого учителя», впитавшего этику Платонова и Куросавы, заявляет о себе во весь голос в фильме Хамраева «Без страха».