Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




25.09.2021


22.09.2021


21.09.2021


21.09.2021


21.09.2021





Яндекс.Метрика





Зелёный мост (Санкт-Петербург)

12.07.2021

Зелёный мост — автодорожный арочный мост через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это первый чугунный транспортный мост в Петербурге (наряду с мостом через Сальнобуянский канал, построенным также в 1806 году). На основе конструкции Зелёного моста в 1807 году был разработан «образцовый» проект чугунного моста, очевидно, первый в истории мостостроения типовой проект металлического моста. Объект культурного наследия России федерального значения.

Расположение

Расположен по оси Невского проспекта. Рядом с мостом находятся Строгановский дворец, дом Чичерина, дом голландской реформатской церкви, здание Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В угловом доме купца Котомина (наб. Мойки, 57 / Невский пр.,18) в 1800–1840-е годах помещалась кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже, в которую перед самой дуэлью заезжал А. С. Пушкин.

Выше по течению находится Певческий мост, ниже — Красный мост.

Ближайшие станции метрополитена — «Гостиный двор», «Адмиралтейская».

Название

Существовавший на этом месте деревянный подъемный мост в 1720-х годах назывался Петровским. В 1730-х годах мост переименовали в Зелёный, по цвету его окраски. В 1777 (1768) году появилось другое название — Полицейский. По одной из версий, название происходит от находившегося рядом управления городской полиции (позже этот дом занимал Придворный госпиталь), по другой — от дома петербургского генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина, располагавшегося недалеко от моста. После Октябрьской революции, в октябре 1918 года, мост был переименован в Народный. Наконец, 13 января 1998 года было возвращено название Зелёный.

История

В 1720 году (по другим данным — в 1718 или 1716 годах) на этом месте был построен деревянный подъёмный мост. До 1726 года по мосту проходила городская граница, здесь собирались проездные подати. Для этого рядом с мостом стоял Мытный двор, рядом с которым находился Гостиный двор.

В процессе эксплуатации в течение XVIII века мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1752 году генерал-полицмейстер Татищев объявил высочайшее повеление «о сделании в Петербурге мостов: Красного, Зелёного и Синего по прежнему — подъёмными, об окраске их всех зеленым цветом и о вызолочении фигур, поставленных на этих мостах». В 1777 году при строительстве гранитных набережных Мойки подъёмный мост был заменён трёхпролётным на каменных опорах с деревянными пролётными строениями балочной системы (по типу мостов через Крюков канал).

В 1805 году инженер Вильям Гесте предложил проект однопролётного чугунного моста с совершенно новой, неизвестной до этого в практике мостостроения конструктивной схемой. Пролётное строение представляло собой бесшарнирный свод, собранный из пустотелых чугунных блоков (тюбингов), скреплённых болтами. В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р. Фултона, опубликованное в Лондоне в 1796 году. Консультантом проекта выступил Ф. П. де Воллан (Деволант). Проект и испытанная модель моста (в одну треть натуральной величины) были одобрены Александром I, и в 1806 году за чрезвычайно короткий срок — 7 месяцев — мост был построен. Металлические конструкции были изготовлены на Петербургском и Кронштадтском чугунолитейных заводах. Это был первый транспортный чугунный мост в Петербурге (наряду с мостом через Сальнобуянский канал, построенным также в 1806 году).

Пролётное строение было собрано из 126 чугунных тюбингов эллиптической формы, расположенных строго рядами по 9 штук вдоль пролёта. Таких рядов по ширине моста было 14. Арки моста были заделаны на длину целой коробки в тело каждого устоя и упирались концевыми торцами в наклонный гранитный ряд. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов. Опоры сделаны бутовой кладки на свайных ростверках.

Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильное ограждение было литое чугунное, повторяющее рисунок перил набережной. У въездов на мост были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами.

Проект моста был настолько удачен, что был в 1807 году на его основе был разработан «образцовый» проект чугунного моста, очевидно, первый в истории мостостроения типовой проект металлического моста. В период с 1808 по 1818 года в Петербурге было построено еще 5 мостов аналогичной конструкции (Красный, Поцелуев, Александровский, Синий, Ново-Московский). До 1840 года было построено более десятка подобных мостов.

В 1842 году по проекту инженера А. Д. Готмана Полицейский мост расширили за счет выноса тротуаров на металлические консоли, гранитные обелиски на въездах были заменены чугунными фонарными столбами. В 1844 году на мосту была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков. Газета Северная пчела писала: «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту.»

8 сентября 1859 года по случаю приезда принцессы Дагмары, невесты будущего императора Александра III, на Полицейском мосту собралась большая толпа. Перила моста не выдержали и масса народа упала в Мойку. По официальным сообщениям обошлось без жертв.

В 1906–1908 годах, в связи с прокладкой трамвайных путей на Невском проспекте, мост расширили по проекту инженера А. П. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина. Устои моста были расширены с устройством нового свайного основания. Пролётное строение было расширено в обе стороны добавлением по пять рядов типовых тюбингов. При этом статическая схема моста была изменена с бесшарнирого свода на двухшарнирную арку. Фасады украсили накладными орнаментами. Вместо чугунных фонарных столбов были установлены позолоченные железные канделябры, на которых подвешены шестигранные фонари.

Металлические части украшений были изготовлены на петербургской фабрике Ф. К. Сан-Галли, каменные — выборгской фирмой Вайнио. Установка перил и украшений моста была закончена к концу октября 1908 года.

На время производства работ по обеим сторонам моста был построены 2 временных пешеходных моста. Подрядчиками были Н. М. Арцыбышев и В. С. Королев. Производителем работ был инженер А. В. Бирюков.

  • Проект перестройки моста.
    1906 год

  • Проект перестройки моста.
    1906 год

  • Проект перестройки моста.
    1906 год

В 1938 году свод моста под трамвайными путями для предохранения от электрохимической коррозии был изолирован рубероидом, а вся проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом. В 1951 году по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены утраченные торшеры с фонарями, а в 1967 году восстановлена позолота декоративных деталей моста.

По результатам обследования, выполненного в 2011 году, установлено, что существующий чугунный свод не может воспринимать заданную проектную нагрузку. Oбнаружены новые трещины в тюбингах, разрыв болтов, объединяющих тюбинги, увеличение объемов протечек по своду и коррозионное повреждение тюбингов свода, а также шарнирных опорных частей. Мост нe соответствует современным требованиям по безопасности, долговечности и грузоподъемности.

Проект реконструкции моста был разработан ООО «ИНЖТЕХНОЛОГИЯ» (инженер С. В. Сидоров, архитектор И. Р. Серебряницкая). Конкурс на определение генподрядчика состоялся в 2019 году только с 4 попытки, победителем было признано ПО «Возрождение», единственный участник конкурса. Стоимость контракта составила 497,6 млн рублей.

Работы по капитальному ремонту начались в июле 2019 года велись в три технологических этапа, с сохранением движения по мосту. 17 мая 2020 года была открыта верховая сторона моста. Официальное открытие моста после ремонта состоялось 15 июля 2020 года. Осенью 2020 года выполнены работы по укреплению русла Мойки.

В ходе работ выполнено выравнивание чугунного свода, ремонт чугунных тюбингов с последующей окраской, усиление основания опор путем устройства буроинъекционных свай, укрепление бутовой кладки устоев, устройство железобетонного разгружающего свода поверх тюбингов, устройство гидроизоляции и покрытия на проезжей части и тротуарах, укрепление русла под мостом, отреставрировано перильное ограждение и детали художественного декора, воссоздано силовое ограждение.

Конструкция

Мост однопролётный чугунный арочный. Пролётное строение состоит из чугунного свода и разгружающего железобетонного свода. Чугунное пролётное строение представляет собой свод из 24-х рядов двухшарнирных арок, каждая из которых в свою очередь состоит из 7 чугунных тюбингов, соединенных болтами как между собой, так и между тюбингами соседних арок. Концевые коробки арок несколько различаются от средних, имея на своих концах, обращенных к устоям, приспособления для соединения с верхними балансирами шарнирных пятовых опор, передающих давление свода гранитным подферменникам устоев. По статической схеме представляет собой двухшарнирную арку. Поверх чугунного свода устроен монолитный железобетонный свод. Новая конструкция пролётного строения полностью выключает чугунную конструкцию из работы на постоянные нагрузки кроме собственного веса тюбингов.

Опоры на свайном основании с бетонным ростверком (в уширенной части моста) и телом из бутовой кладки, укреплённым цементацией. Сопряжение моста с подходами осуществляется переходными плитами длиной 4,0 м из монолитного железобетона с опиранием на щебеночные подушки. Устои выдвинуты из линии набережной в русло реки. Наружная поверхность устоев облицована гранитом. Фасады моста декорированы профилированным металлическим листом. Общая длина моста составляет 29,3 (39,8) м, ширина моста — 38,7 м (расстояние между ограждениями проезда — 30,2 м (17,1 м + 13,1 м), тротуары — 2х(4,22…4,235) м).

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 8 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — асфальтобетон, тротуаров — литой асфальт. Тротуары отделены от проезжей части гранитным бортовым камнем, на котором установлены чугунные столбики, соединённые между собой стальными брусками-пожилинами и гранитным парапетом (на открылках). Перильное ограждение чугунное, однотипное с решёткой набережной Мойки, завершается на устоях гранитным парапетом. При въездах на мост на гранитных тумбах установлены металлические декоративные торшеры с шестигранными светильниками.