Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Запорожский трамвай

Запорожский трамвай — трамвайная система города Запорожье.

Действующие маршруты

С февраля 2017 года в городе действует 7 трамвайных маршрутов:

Все маршруты обслуживаются одним депо.

Проекты в Александровске

В 1911 году в Александровске (с 1921 года — Запорожье) начались работы по оборудованию электрического трамвая. Через год заводчик Нибур пригласил бельгийских инженеров для устройства трамвайного сообщения между городом и санаторием Александрабад. Хотя городской голова Феликс Мовчановский считал электротрамвай новым доходным городским предприятием, однако трамвай в городе так и не появился. Последний раз иностранные специалисты приезжали в сентябре 1913 года.

Советский период

В 1930-е годы в Запорожье были построены крупные заводы, на которые рабочих развозили по железной дороге.

В конце 1930 года правительство УССР приняло решение о создании в городе Запорожье трамвайного хозяйства.

В 1930 году началась прокладка трамвайной магистрали от Южного вокзала, через Шенвизкий мост, старый город, Вознесеновку и до плотины ДнепроГЭС. В связи с усилившимся движением и нагрузкой, в период укладки рельс при прокладке трамвайного пути была произведена реконструкция Шенвизского моста и усиление некоторых его элементов.

Строительство 11-километровой линии от площади Свободы до ДнепроГЭСа выполнили рабочие Днепростроя.

Осенью 1931 года 30 лучших комсомольцев города были направлены на обучение в Харьков для приобретения навыков вождения трамвая. Из Ленинграда прислали оборудование для тяговых подстанций.

17 июля 1932 года началось регулярное движение по маршруту «Площадь Свободы — ДнепроГЭС».

Первый трамвай по маршруту «ДнепроГЭС — площадь Свободы» провёл комсомолец Яков Куцевол. В первый день было перевезено 10 тысяч пассажиров, стоимость проезда составляла 3 копейки.

Вначале в депо предприятия «Трамэлектро» числилось 9 вагонов (причём все выходили на линию), одна ремонтная бригада, которая обслуживала 11 км путей.

В октябре 1932 года была открыта вторая очередь — участок от площади Свободы до Южного вокзала.

В 1934 году были открыты линии по плотине ДнепроГЭСа и на Ремонтно-механический завод (РМЗ). С левого берега к ДнепроГЭСу над шлюзом примыкал двухарочный железобетонный мост, по которому были проложены трамвайные пути.

В 1936 году построена линия от РМЗ к Шамотному заводу. В 1937 году линия была продлена к Днепровскому магниевому заводу. За год было перевезено 25 млн пассажиров.

С 1938 года построена линия от остановки «Диагональная» до Северного шоссе.

В 1940 году построена линия на Зелёный Яр.

К 1940 году протяжённость трамвайных линий составила 75 км, число вагонов достигло 115 штук.

До войны все вагоны были двухосными — моторные типа Х и прицепные типа М, как производства мытищинского Метровагонмаша, так и Усть-Катавского вагоностроительного завода. Также в парке были старые вагоны из Киева — моторные Нюрнбергского типа 1910-х годов и прицепные киевского типа 1920-х годов.

Во время войны в трамвайном депо был организован склад боевой техники, который подвергался интенсивной бомбардировке. После окончания войны запорожское трамвайное хозяйство оказалось наибольшим образом разрушено в сравнении с другими городами Украины. Было уничтожено около 2/3 всех вагонов; оставшиеся вагоны, контактная сеть, рельсы и шпалы вывезены. «Трамтрест» был временно передан в ведение «Водоканала» и назван «Трамводоканал». Было восстановлено 35 км контактного провода и трамвайного пути, сданa в эксплуатацию тяговая подстанция, собственными силами отремонтировано 10 вагонов, ещё 10 вагонов было получено из Киева и 10 — из Харькова. К месту укладки рельсов на Вознесеновскую горку было доставлено 7 тыс. деревянных шпал.

14 февраля 1944 года предприятие «Трамтрест» было восстановлено. 12 октября 1944 года было открыто движение по маршрутам «Трампарк — станция Запорожье I» и «Трампарк — площадь Шевченко».

По состоянию на 1947 год уровень обслуживания в трамвайном тресте был низким — графика движения де-факто не существовало, дежурные бригады бросали вагоны с пассажирами по окончании смены, вагоны часто ходили лишь до трамвайного парка, а не в 6-й посёлок. По расписанию трамваи ходили до 17:00, после 21:00 движение почти полностью прекращалось.

В 1949 году в город поступают новые поезда КТМ-1/КТП-1 из города Усть-Катав; из Киева бывшие в эксплуатации моторные и прицепные вагоны; из Москвы — моторные вагоны «Ф» 1910-х гг. выпуска, к которым присоединялись прицепные вагоны.

В 1951 году из Киева передано ещё восемь вагонов Ф.

К 1951 году длина трамвайных линий составила 52 километра; 8 маршрутов соединяли вокзалы и рабочие поселки с центром города. Ежедневно на линию выходило 58 пассажирских вагонов. В 1951 году трамвайный парк пополнился 17 новыми вагонами.

В 1955 году введён в эксплуатацию маршрут на Павло-Кичкас через бывшие 9-й и 10-й посёлки.

В 1957 году на балансе Запорожского трамвайно-троллейбусного управления (ЗТТУ) числилось 194 трамвайных вагона. В этом же году началось проектирование и строительство трамвайного депо № 2.

В 1958 году построены две линии:

  • по улице Шевченко от кольца «Зелёный Яр» до завода «Днепроспецсталь»;
  • от улицы 8 Марта по улице Иванова к абразивному заводу и мясокомбинату.

В 1958—1961 гг. с Рижского вагоностроительного завода поступают четырёхосные вагоны МТВ-82, они ходят поодиночке.

В 1960 году в связи со строительством универмага «Украина» переложен участок трамвайной линии на улице Лермонтова и ул. Правды (Леонида Жаботинского). Ранее линия проходила напрямик. Остановка «Узловая» переименована в «Универмаг „Украина“».

В 1961 году открыто депо № 2 на 100 вагонов.

В 1961—1965 годах поступают новые усть-катавские двухосные вагоны КТМ-2/КТП-2.

В 1962 году из Киева передано 5 поездов КТМ-1/КТП-1.

В 1962—1964 годах с завода поступило 9 вагонов РВЗ-6.

В 1965 году из Киева передано 10 вагонов РВЗ-6, которые в том же году были переданы в Харьков.

В 1965 году из Киева на испытания приходит один вагон Tatra T3, а в 1966 году Запорожье начинает планомерную закупку чехословацких вагонов — с завода поступает 30 вагонов. В дальнейшем в течение более 20 лет в город поступают только вагоны Tatra T3.

В 1966 году действовало 14 маршрутов:

В 1968 году линия по улице Тепличной продлена от ДТМЗ до завода «Кремнийполимер».

К 1 мая 1969 года кольцо возле горсовета было перенесено к речному порту им. Ленина (у плотины ДнепроГЭСа).

К 1969 году списаны все вагоны довоенных моделей.

К 1970 году завершилась эксплуатация вагонов РВЗ-6. В том же году начато списание поездов КТМ-1/КТП-1 и КТМ-2/КТП-2.

В 1970-х гг. в Запорожье эксплуатировались вагоны таких моделей:

  • КТМ-1/КТП-1 (порядка 70 поездов, включая полученные с завода и б/у из Киева 1948—1952 гг. выпуска);
  • КТМ-2/КТП-2 (порядка 50 поездов);
  • МТВ-82 (порядка 14 вагонов);
  • Tatra T3.

Чехословацкие Tatra T3 изначально поступали только в депо № 1, а депо № 2 расширялось за счёт поездов КТМ, которые передавались из депо № 1. Как и везде в СССР, все вагоны Tatra T3, купленные городом до весны 1976 года были двухдверныеми, а после — трехдверными.

В 1971 году построена линия по ул. Верещагина в Шевченковский микрорайон.

В 1973 году построена линия по ул. Лермонтова ко дворцу спорта „Юность“. С открытием линии отпала необходимость в эксплуатации кольца возле ДК строителей и цирка и оно было разобрано.

В 1975 году закрыт маршрут № 5, на котором работали двухкабинные вагоны. Однопутная линия по улице Глиссерной от площади Свободы до пристани (ныне — речной вокзал) в дальнейшем использовалась в качестве железнодорожного подъездного пути. В 1990-х годах по ней перевозили новые вагоны, которые доставлялись водным транспортом в речной порт.

За IX пятилетку (1970—1975) было приобретено 47 трамвайных вагонов.

В 1980 году вагоны Tatra T3 начали поступать в депо № 2.

К 1981 году завершилась эксплуатация вагонов МТВ-82. Большая часть вагонов была переделана в служебные, из них 3 работает до сих пор.

В 1982 году списаны последние поезда КТМ-2/КТП-2. Вагоны этой модели прослужили по 10—17 лет.

В 1986 году списаны последние поезда КТМ-1/КТП-1. Запорожье стало последним городом в мире, где эксплуатировались поезда КТМ-1/КТП-1. Все они отработали 20—28 лет.

С 1987 года все вагоны, эксплуатируемые в Запорожье, — чешского производства, 1966—1986 годов выпуска.

В 1988 году в депо № 1 поступила первая партия вагонов Tatra T6B5, а в 1991 году — вторая.

Украина

Несколько чешских вагонов приходит в 1992—1994 гг. Запорожье — единственный город Украины, покупавший новые „Татры“ в Чехии после 1991 года. Все они поступают в депо № 1, заменяя старые модели Tatra T3. В 1995 и 1996 году, после начала производства Tatra T6B5 в Днепропетровске на заводе „Южмаш“, город покупает 8 вагонов (№ 459—466). Всего в депо № 1 поступил 51 вагон Tatra T6B5.

С 1998 года с трамваем начинают конкурировать маршрутные такси.

В 2000 году возникла идея убрать трамвай с проспекта Ленина на участке от универмага „Украина“ до порта имени Ленина, несмотря на то, что в час пик на этом участке частота движения трамваев составляла 41 вагон в час при провозной способности в 5832 чел. в час. Ликвидация участка пути оценивалась около 10 млн грн. Городским головой Александром Поляком была инициирована реконструкция проспекта Ленина, включавшая и ликвидацию трамвайной линии на участке от универмага „Украина“ до порта.

25 сентября 2002 года Запорожский городской совет принял решение „О прекращении трамвайного движения на проспекте Ленина“.

В 2003 году построено разворотное кольцо возле цирка, открыт маршрут № 17 „Порт им. Ленина — ул. Жуковского“.

17 марта 2004 года исполнительный комитет Запорожского городского совета принял решение о закрытии трамвайного движения по проспекту Ленина на участке от улицы Лермонтова до порта имени Ленина. С закрытием трамвайной линии были отменены маршруты № 4 и 7 и восстановлен маршрут № 6, а в качестве компенсации был открыт маршрут № 10А „Мясокомбинат — площадь Свободы — Цирк“. К июню маршруты № 10А и 17 были закрыты.

В 2005 году закрыта линия по улице Лермонтова на участке от улицы Правды до дворца спорта „Юность“, маршруты № 2, 5 и 6 сокращены до кольца „Цирк“.

В период пребывания Евгения Карташова на посту городского головы реконструировано 5 трамвайных переездов.

В ноябре 2008 года в депо № 1 поступил новый трамвай К1 стоимостью 2 млн грн (заводской № 99032, в 2008 году установлен микропроцессорный привод КПТТ-3МП). 3 декабря 2008 года введен в эксплуатацию.

С 5 апреля 2011 года стоимость проезда составляет 1 грн. 50 коп.

По состоянию на 2012 год в Запорожье было 10 трамвайных маршрутов общей длиной 203,7 км, обслуживаемых в среднем около 100 трамвайными вагонами.

Значительный ущерб подвижному составу наносят вандалы. В результате электротранспортникам приходится направлять значительные средства на ремонт повреждённых трамваев, троллейбусов.

В сентябре 2012 года при финансовой поддержке ПАО „Мотор Сич“ было отремонтировано 2 трамвая и троллейбус (капитальный ремонт одного вагона обошёлся в 400 тыс. грн), а в октябре — ещё 2 трамвая.

В августе 2013 года КП „Запорожэлектротранс“ получило грант на проект „Сел в трамвай — лови Wi-Fi!“ Оборудование для доступа в интернет было установлено в 9 трамваях. Спустя год оборудование было демонтировано.

По состоянию на июнь 2014 года при финансовой поддержке предприятия „Мотор Сич“ в вагоноремонтных мастерских КП „Запорожэлектротранс“ отремонтировано 14 трамваев. В обновлённых трамваях были установлены электронные табло, подогрев стекла, регистратор и система видеонаблюдения.

С ноября 2014 года в запорожские трамваи вернули компостеры из-за нехватки кондукторов. Теперь компостировать талоны пассажирам придется не только в троллейбусах, но и в трамваях.

25 июля 2014 года на заседании исполкома горсовета был утверждён тариф на проезд в электротранспорте в размере 2 гривен сроком на три месяца. В октябре 2014 года этот тариф был утверждён на постоянной основе.

С 15 декабря 2016 года маршрут № 14 продлён от остановки „Площадь Свободы“ до остановки „Цирк“.

27 июля 2017 года на линию вышел первый трамвай T3UA-3 (№ 716), собранный на базе КП „Запорожэлектротранс“.

С 1 ноября 2017 года решением исполнительного комитета Запорожского городского совета от 20 октября 2017 года № 631 стоимость проезда в электротранспорте возросла с 2 гривен до 3 гривен.

Программа „Запорожский трамвай“

В октябре 2016 года начались работы по проведению капитальных ремонтов трамвайных вагонов с заменой кузовов на базе ЗКПГЭТ „Запорожэлектротранс“.

В марте 2017 года определили победителя, с которым был заключен договор на поставку кузовов стоимостью 4,3 млн каждый.

31 марта 2017 года на предприятие поступил первый с четырёх кузовов трамвая T3UA-3, 17 мая 2017 года — второй.

Изготовление нового вагона обходится предприятию „Запорожэлектротранс“ около 6 млн гривень. Комплектующие детали изготовляются специалистами „Запорожэлектротранс“, а кузов и стекла передней и задней маски вагонов на Калушском заводе строительных машин в Ивано-Франковской области.

30 мая 2017 года начались испытания первого трамвая T3UA-3.

27 июля 2017 года первый трамвай T3UA-3 (№ 716) вышел на линию.

Второй трамвай (№ 774) вышел на линию 31 октября, третий (№ 768) — 15 декабря, четвёртый (№ 797) вышел на испытания в разных режимах 29 декабря 2017 года, а с 2 января 2018 года, после подписания актов испытаний, вагон работает на линии для перевозки пассажиров.

30 июля 2018 года в Запорожье поступили первые 3 из 12-ти вагонов Tatra KT4DtM из Берлина, которые после проведения капитального ремонта и замены тележек на ширину колеи 1524 мм выйдут на маршруты города.

18 сентября 2018 года первый европейский трамвай Tatra KT4D (Tatra KT4DtM) (№ 002) вышел на линию для проведения испытаний, а уже 27 сентября 2018 года начата эксплуатация на маршрутах с пассажирами. 12 октября 2018 года вышли на маршрут № 3 следующие два трамвая Tatra KT4D (Tatra KT4DtM) (№ 003 и 004)

Трамвайные депо

  • Трамвайное депо № 1
    • Адрес: ул. Школьная, 2
  • Трамвайное депо № 2
    • Адрес: ул. Лизы Чайкиной
    • Открыто в 1961 году, законсервировано с 20 августа 2012 года
    • На момент прекращения работы обслуживало маршруты № 5, 6, 8, 16. Суммарный выпуск не превышал 25—30 вагонов.

Подвижной состав

История маршрутов

Действующие маршруты Отменённые или закрытые маршруты

Стоимость проезда

С 1 ноября 2017 года стоимость проезда составляет 3,00 гривни. С 1 ноября 2018 года стоимость проезда составляет 4,00 гривни.

Проезд оплачивается кондуктору, а при его отсутствии — водителю. Билет необходимо прокомпостировать компостером. Для льготной категории населения выдается бесплатный билет с красной линией, которая перечеркивает билет по диагонали.

  • Образцы разовых билетов в электротранспорте города Запорожье
  • Разовый билет стоимостью 1,50 грн. (до 10.08.2014)

  • Разовый билет стоимостью 3,00 грн. (до 31.10.2018)

  • Билет для льготной категории пассажиров


Годовой пассажиропоток

Комментарии

  • ↑ Сегодня 9 экстренных бригад и обслуживают они 450 км трамвайных и троллейбусных линий
  • ↑ Предположительно, вагоны были переданы в Харьков.
  • ↑ в том числе вагоны, переданные из других городов: 1 из Киева, 10 из Мариуполя, 16 из Москвы, 20 из Днепродзержинска