Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Самохин, Фёдор Иванович

Фёдор Ивáнович Самохин (12 февраля 1918, Верхне-Садовский, Второй Донской округ, Область Войска Донского, РСФСР — 17 июля 1992, Бишкек, Киргизия) — советский и киргизский прозаик, журналист, публицист и переводчик, член Союза писателей СССР (с 1958 года). Известен как старейший русский писатель Киргизии, произведения которого отображают жизнь людей республики, её историю и современность. За заслуги в области художественной литературы и за активное участие в пропаганде и развитии киргизской советской литературы был награждён тремя Почётными грамотами Президиума Верховного Совета Киргизской ССР и медалью за «Доблестный труд».

Уроженец Дона, участник Великой Отечественной войны, он связал свою послевоенную жизнь с землёй Киргизии, где длительное время работал в республиканской прессе, в частности в газете «Комсомолец Киргизии». Фёдором Самохиным написаны повести «Мальчик из Сталинграда», «Разведчица Клавдия Панчишкина», «Чолпонбай», «Дом моего отца», «Чуйские разливы», «Родина, я вернусь!». Кроме того, его перу принадлежит множество очерков, рассказов, зарисовок о простых людях республики. Про творчество Самохина было написано во многих литературных изданиях, среди которых «Новый мир», «Простор», «Литературная газета», «Литературный Киргизстан», «Дружба народов» и другие.

Биография

Самохин, 1960 год

Фёдор Иванович Самохин родился на хуторе Верхне-Садовский Области Войска Донского Российской Советской Республики в семье крестьянина-бедняка. В 1940 году окончил Нижне-Чирскую среднюю школу. В 1944 году учился на курсах газетных работников в Москве; в том же году вступил в ряды ВКП(б).

Трудовую биографию начал в 1934 году учётчиком в родном колхозе, с 1940 по 1942 год работал старшим счетоводом Нижне-Чирского рыбного пункта. С 1942 по 1943 Фёдор Иванович был членом бюро Нижне-Чирского подпольного райкома комсомола. После освобождения Нижне-Чирского района от оккупации был назначен редактором районной газеты «Колхозник Дона»; там же были напечатаны его первые рассказы «На перекате», «Гармонь», «Проводы».

С 1945 года являлся корреспондентом «Комсомольской правды», с 1946 года — литсотрудником, заведующим отделом газеты «Ленинская смена» в городе Алма-Ате, а с 1947 по 1949 год — специальным корреспондентом газеты «Коммунист» (Джамбульская область).

В 1947 году заключил брак с Самохиной (Короневой) Раисой Ильиничной. У семьи Самохиных родились трое детей — дочь и два сына. Дочь Виктория скончалась от тяжелой болезни, сын Владимир погиб при трагических обстоятельствах в 1969 году в горах Тянь-Шаня. Второй сын Алексей проживает на Дальнем Востоке. В 1949 году семья Самохиных переехала во Фрунзе. В 1950 году поступил в Киргизский Государственный заочный педагогический институт, который окончил в 1955 году.

С 1949 по 1961 год являлся литсотрудником, заведующим отделом в редакции газеты «Комсомолец Киргизии», с 1961 по 1963 год — литсотрудником в редакции журнала «Блокнот агитатора».

Литературным творчеством занялся с 1944 года. Первой книгой писателя явился рассказ «Разведчица Клавдия Панчишкина», изданный в 1952 году в Волгограде, раннее опубликованный в сокращённом варианте в газете «Комсомольская правда» в 1945 году.

Особое место в ряду созданных писателем произведений занимает повесть «Чолпонбай», изданная впервые в 1958 году Киргизгосиздатом и «Молодой гвардией», посвящённая подвигу Героя Советского Союза Чолпонбая Тулебердиева; в том же году был принят в члены Союза писателей СССР и получил признание в литературном обществе Киргизии. Познакомился с писателями, поэтами и другими деятелями культуры, такими как Аалы Токомбаев, Чингиз Айтматов, Михаил Шолохов, Тендик Аскаров, Айым Айтбаева, Маргарита Агашина, Сергей Фиксин, Николай Чекменёв, Муса Джангазиев, Якуб Земляк и другие.

В 1968 году перевёл с киргизского на русский язык статьи Касымалы Баялинова «Незабываемое» и Джоомарта Боконбаева «Великий писатель пролетариата», вошедшие в сборник «Думы о Горьком». В них рассказывается о встрече киргизских писателей с Максимом Горьким в дни работы Первого Всесоюзного съезда писателей СССР. Принимал участие в переводе и издании сборника произведений киргизских писателей-фронтовиков «Звени, комуз!» (1985 год).

В 1992 году, после продолжительной болезни, Фёдор Иванович Самохин скончался в Бишкеке. Соболезнования выразили редакция журнала «Литературный Кыргызстан», Ассоциация русских и русскоязычных писателей Союза писателей Кыргызстана.

Участие в партизанском отряде

Фёдор Иванович являлся разведчиком партизанского отряда «Смерть фашизму», работал в тылу врага и передавал ценные сведения. Руководила отрядом Клавдия Панчишкина, а позже — Тамара Артёмова. О их героизме позже Самохин рассказал в повести «Разведчица Клавдия Панчишкина». Вместе с Львом Городничем, они стали немногими живыми свидетелями боевых свершений комсомольского подполья Нижнего Чира.

Однажды, для осуществления боевых операций, Клавдия Панчишкина предложила создать группы. Фёдор Самохин был назначен главой одной из групп и у них было задание: вывести из строя паровую мельницу и уничтожить склады с зерном на берегу Дона. Александра Кагальницкая и Самохин взорвали мельницу, которая обеспечивала немцев хлебом. Позже, вместе с двумя товарищами по отряду получил ещё одно задание: разведать местонахождение немецких аэродромов в районе Котельникова. Фёдор Иванович шёл впереди, прокладывая безопасный проход в заминированном фашистском поле. Одна из расставленных фашистами мин сработала. Тяжело раненного Самохина принесли обратно в отряд. Оттуда переправили самолётом в Саратов и его жизнь была спасена. Обо всём этом, о пережитом, о боевых товарищах позже были написаны книги, повести, рассказы, и военная тема стала одной из главных тем в его творчестве.

Творчество

Началом профессиональной писательской деятельности Фёдора Ивановича считается 1949 год и начало работы в газете «Комсомолец Киргизии». В 1950 году он получил Премию I степени литературного конкурса, организованного ЦК ЛКСМ и Союзом писателей Киргизии за рукопись повести «Мальчик из Сталинграда». Однако спустя два года, повесть была включена в список «идейно порочных» произведений и подвергнута критике. Помимо Самохина, были раскритикованы произведения Темиркула Уметалиева, Мусы Джангазиева, Насирдина Байтемирова, Молдогазы Токобаева и других. На совещании созванном Союзом писателей Киргизии, ЦК ЛКСМ Киргизии и Министерством просвещения республики, Фёдор Иванович признал «допущенные ошибки» и обещал «переделать повесть и в дальнейшем не повторять ошибок». Докладчик Токтоболот Абдумомунов на совещании заявил, что те книги нельзя считать «удовлетворительными» и в смысле художественной полноценности: «Большинство авторов продолжает писать беспредметные, аполитичные и незаконченные произведения».

У Самохина не было обеих ног и передвигался на протезах, но он, тем не менее, часто и много ездил по Киргизии, знакомился с интересными людьми, — животноводами Сусамыра, строителями Токтогульской ГЭС, нефтяниками из Избаскента, хлопкоробами Аравана, гидрологами Орто-Токоя и рыбаками Иссык-Куля, горняками Кызыл-Кия и свекловодами Кеминской долины, ставшими впоследствии героями таких его работ, как повести «Дом моего отца», «Три острова», «Родина, я вернусь!» и «Чуйские разливы». Самохин был в числе тех, кто создавал в Киргизии такое литературное направление, как «деревенская проза». Наряду с такими писателями республики, как Суюнбай Эралиев, Насирдин Байтемиров, Зуура Сооронбаева, Кенеш Джусупов, Омор Султанов писал о людях современного села, благотворных процессах, происходящих в быту, духовном облике аилчан, их широких духовных интересах. Его творчеству было свойственна установка на создание правдивого, эстетически убедительного образа героя нашего времени, пронизанность пафосом интернационализма, любви к своей стране. Кроме того, оно наполнено творчески переосмысленным, конкретно-актуальным материалом, позволяющим увидеть художественное своеобразие республик Средней Азии. В 1981 году журнал «Дружба народов» причислил Фёдора Самохина к авторам, чьи произведения «жизненно убедительны» и «волнующие».

Основная тема творчества Фёдора Ивановича стала тема подвигов советских людей в годы Великой Отечественной войны. Его первой литературной работой на этом поприще стал рассказ «Разведчица Клавдия Панчишкина» про бойца партизанского отряда Нижне-Чирского района. Особое место в этом ряду занимает повесть «Чолпонбай», которая выдержала несколько переизданий, получила широкую известность в Киргизии и за её пределами, а также множество рецензий, в том числе от киргизского учёного, доктора философских наук, профессора и члена-корреспондента НАН КР Тендика Аскарова.

Повесть «Чолпонбай» была написана к 40-летию Ленинского комсомола и издана Киргизским государственным издательством, а также сокращённым вариантом «Молодой гвардией». При её написании Фёдор Самохин побывал на родине Чолпонбая Тулебердиева, объездил места боёв, в которых тот принимал участие, встречался лично, знакомился по переписке с его друзьями и соратниками. 21 сентября 1958 года Сузакская районная библиотека и райком комсомола организовали читательскую конференцию по повести. В 2014 году отрывок повести «Чолпонбай» вошёл в сборник документов и материалов про Чолпонбая Тулебердиева, под названием «Подвиг его бессмертен...». В 2019 году повесть была оцифрована Ошской областной библиотекой имени Т. Сатылганова, а в 2020 году вошла в раздел с материалами от Министерства образования и науки Киргизии для школ республики.

Фёдор Самохин был постоянным автором художественного и общественно-политического журнала «Литературный Кыргызстан». Совместно с другими писателями (Сергей Фиксин, Николай Имшенецкий, Анатолий Борцов, Виктор Швембергер и другие), которые также избрали Киргизию своей второй родиной, создавал художественный мир русской литературы. Фёдор Иванович был признан старейшим русским писателем Киргизии, произведения которого стали неотъемлемой частью литературного процесса в республике и вносят достойный вклад в развитие художественной культуры киргизского народа. Коллеги по перу называли Самохина «писателем донских просторов».

Ещё одними работами автора по теме войны стали повести «Мальчик из Сталинграда» и «Дон — река партизанская».

В творчестве Фёдора Ивановича преимущественным направлением пользовались и очерки. Одна из работ в таком жанре, под названием «Кровью сердца», была опубликована в сборнике произведений советских киргизских писателей «Герои суровых лет». В книгу также вошли произведения Аалы Токомбаева, Чингиза Айтматова, Сооронбая Жусуева и других писателей. Затем очерк вошёл в сборник, под названием «Молодые герои Великой Отечественной войны», составителем которого является писатель Василь Быков. Очерк также вошёл в сборник «Во имя Родины», составленный писателем Давидом Ортенбергом.

Память

  • В 2015 году Централизованная библиотечная система Бишкека организовала акцию «Читающий троллейбус». В троллейбусе была организована книжная выставка, на которой была представлена повесть «Чолпонбай» Фёдора Самохина.
  • В 2021 году в Национальной библиотеке Киргизии имени Алыкула Осмонова была представлена календарная выставка «Сказать людям правду!», посвящённая 103-летию со дня рождения Фёдора Самохина.

Критика

После публикации повести Фёдора Самохина, под названием «Мальчик из Сталинграда» и рассказов Л. Грабовской «Старый скрипач», «Инахан» и Николая Чекменёва «Вьюга» в 12-й книге альманаха «Киргизстан» в 1952 году, на писателей обрушилась жёсткая критика в республиканских СМИ, назвав их произведения не только художественно неполноценными, но и «идейно порочными». После публикации произведений, о работе альманаха было принято специальное решение бюро ЦК КП(б) Киргизии. Эти произведения посвящены теме дружбы народов, в них речь идёт о встрече в Киргизии и Казахстане эвакуированного населения из западных областей страны во время Великой Отечественной войны.

Н. Иванов в 1958 году в своей критической статье про повесть «Чолпонбай» в журнале «Коммунист» отметил, что: «Большим достоинством повести Ф. Самохина является её боевая коммунистическая партийность. Рисуя образ Чолпонбая, автор ярко показывает его неразрывную связь с трудовым народом, его беззаветную преданность своей социалистической Родине. Кристальная чистота души, безупречная честность, непоколебимая верность долгу и великое мужество — вот те черты, которые делают образ Чолпонбая близким и родным миллионам и миллионам советских молодых людей, проходящих школу коммунистического воспитания», но и высказал несколько недостатков произведения: «Повесть Самохина не лишена отдельных недостатков. Тяжеловат подчас её язык, слишком прямолинейно развёртывается в ней сюжет, иногда бедны красками описания природы, слабо очерчены многие образы, схематично показаны враги. Эти недостатки особенно заметны в московском сокращённом издании повести. Несмотря на эти недостатки, повесть Ф. Самохина — хороший подарок 40-летию Ленинского комсомола и будет с благодарностью прочитана нашим юношеством».

Тендик Аскаров, выступая на читательской конференции, посвящённой обсуждению повести «Чолпонбай» Фёдора Самохина в 1958 году, в целом высоко оценил повесть и отметил: «Самохину удалось создать не голую хронику жизни Чолпонбая, а художественное произведение, где вполне законное место нашёл авторский вымысел. У автора повести нет намерения изобразить Чолпонбая идеальным героем, без изъянов, которых не лишён ни один смертный. Этим повесть только выигрывает и ещё больше располагает к себе читателя. <...> Всё это было достигнуто благодаря умелому использованию автором всех оттенков речевой экспрессии, художественных средств и благодаря нахождению наиболее верной связи между компонентами поставленной цели». Однако раскритиковал московское издание повести, которое вышло в сокращённом варианте: «В чрезмерном стремлении упростить слог произведения, устранить длинноты, была нарушена гармония единого целого.».

Николай Имшенецкий в 1968 году в газете «Комсомолец Киргизии» в своей статье под названием «Писатель и время», приуроченной к 50-летию Фёдора Ивановича, в целом высоко оценил повесть «Чолпонбай» и отметил: «Ф. Самохин доказал, что не Чолпонбай Тулебердиев повторил подвиг Александра Матросова, а наоборот», а также написал о том, через что Фёдор Иванович прошёл, чтобы написать повесть, основанную на исторических фактах: «Нет, не лаврами был устлан путь писателя к этой единственной точной, выверенной, неоспоримой, святой фронтовой правде. Для этого пришлось изъездить сотни километров, покопаться в архивах, приложить немало энергии и стараний, чтобы разыскать живых, непосредственных участников тех неповторимых героических лет, заглянуть каждому в душу, до всего дойти, докопаться, дознаться и только после этого, перелопатив десяток блокнотов, остаться один на один с чистым листом бумаги перед собой». Критик заключил: «Нет надобности снова говорить о сильных и слабых сторонах повести „Чолпонбай“. Она читается, она живёт. А это — главное».

Александр Иванов в 1978 году написал, что: «Разумеется, не всё однозначно в характерах героев Ф. Самохина; в их поступках, особенно будничных, малозначимых, нет-нет да и выплеснется что-нибудь такое, что заставит читателя или улыбнуться, или огорчится. Но едва начнётся осмысление поступка, всё становится на свои места. <...> Герои Фёдора Самохина не застрахованы от ошибок, но мы знаем, что на них можно положиться, они не подведут...» и заключил: «Книги Ф. Самохина пользуются неизменной популярностью у читателя. Его повесть «Чолпонбай» выходила в издательстве «Молодая гвардия», «Политиздате», в издательствах Киргизии и Волгограда. Общий тираж её превысил миллион экземпляров. Эта популярность объясняется, видимо, читательским тяготением к героям сильным, страстным, готовым жертвовать собой ради товарищей, ради общего дела. Именно таков и Иван Николаевич из повести «Три острова», бывший танкист».

Писатель, публицист и кандидат исторических наук Владимир Деев в своей книге «История в образах» в 1981 году, сравнивая повесть «Чолпонбай» и одноимённый очерк Касымалы Джантошева, написал, что «наиболее законченный образ Чолпонбая создан в повести Самохина» и добавил: «Автор сумел раскрыть истоки героизма молодого киргизского бойца. Мы узнаём, что отец героя умер, надорвавшись на работе у бая, что старший брат его погиб от рук басмачей, другой — в битве под Москвой. Духовным наставником Тулебердиева был боец гражданской войны Туткуч (№ 174, с. 12, 75, 90). Повезло Ч. Тулебердиеву и на товарищей по оружию, он попал в полк, сформированный из рабочих автозавода города Горького», затем отметил: «Ф. Самохин особенно заостряет внимание читателей на том, что среди бойцов полка было неписаным законом беречь честь рабочего класса, что рабочие цементировали в полку боевой коллектив и его дисциплину (№ 174, с. 119). В этом отношении авторская концепция прочно связана с ленинским учением о защите социалистического Отечества...». Про очерк Джантошева, Владимир Деев заключил: «Анализ очерка К. Джантошева показывает, что историзм в нём нарушен непомерной гиперболизацией героя. Джантошев придал достоверному лицу недостоверные качества, сделал его былинным героем...».

Библиография

  • Самохин Ф. Разведчица Клавдия Панчишкина. — Волгоград, 1952. — 48 с.
  • Самохин Ф. Мальчик из Сталинграда : Повесть / Ил. Алексеева В. М. — Сталинград: Областное книгоиздательство, 1954. — 82 с. — 15 000 экз.
  • Самохин Ф. Чолпонбай : Повесть / Под ред. Жажиева С. М. — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1958. — 191 с. — 12 000 экз.
  • Самохин Ф. Чолпонбай : Повесть / Под ред. Даниловой М. — М.: Молодая гвардия, 1958. — 112 с. — 50 000 экз.
  • Самохин Ф. Дом моего отца : Повесть / Ил. Попов В.; Под ред. Леднёва А. Ф. — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1963. — 179 с. — 24 000 экз.
  • Самохин Ф. Герой из Таласа : Рассказы. — М.: Политиздат, 1966. — 46 с.
  • Самохин Ф. Чуйские разливы : Повесть / Ил. Максимов В. А.; Под ред. Леднёва А. Ф. — Фрунзе: Кыргызстан, 1968. — 188 с. — 24 000 экз.
  • Самохин Ф. Родина, я вернусь! : Повесть / Под ред. Бахарёвой Е. В. — Фрунзе: Кыргызстан, 1975. — 166 с. — 15 000 экз.
  • Самохин Ф. Избранное / Под ред. Иванова А. — Фрунзе: Кыргызстан, 1978. — 252 с. — 15 000 экз.
  • Самохин Ф. Чолпонбай : Повесть / Худож. Осташёв А.; рецензент: Деева Р. Г; под ред. Леденёва П. Г., Болдырёва Н. М. — Фрунзе: Мектеп, 1982. — 125 с. — 12 000 экз.
  • Самохин Ф. Повести и рассказы / Худож. Куценко Г.; Рецензент: Кацев А. С; Под ред. Горбачёвой Р. В. — Фрунзе: Кыргызстан, 1988. — 199 с. — 12 000 экз. — ISBN 5-655-00113-6.

Награды

  • Медаль «За оборону Сталинграда»;
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
  • Знак «25 лет победы в Великой Отечественной войне»;
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
  • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • Три Почётные грамоты Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.

Комментарии

  • ↑ В 1930-е годы хутор, расположенный на высоком берегу Дона, был включён в состав расположенной смежно с ним станицы Нижне-Чирской, в 1953 году в связи с заполнением Цимлянского водохранилища основная часть станицы была перенесена на возвышенное место расположения бывшего хутора, станица в 1960 году была переименована в Нижний Чир и получила статус рабочего посёлка; в 2008 году посёлку был возвращён статус станицы.