Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Мультивселенная

Мультивселенная (реже Метавселенная) (англ. multiverse, meta-universe) — гипотетическое множество всех возможных реально существующих параллельных вселенных (включая ту, в которой мы находимся). Представления о структуре Мультивселенной, природе каждой вселенной, входящей в её состав, и отношениях между этими вселенными зависят от выбранной гипотезы. Вселенные, входящие в Мультивселенную, называются альтернативными вселенными, альтернативными реальностями, параллельными вселенными или параллельными мирами.

Различные гипотезы о существовании мультивселенной высказывались космологами, физиками, философами, религиозными деятелями и фантастами. Возможность существования мультивселенной порождает различные научные, философские и теологические вопросы. Термин «мультивселенная» был создан в 1895 году философом и психологом Уильямом Джеймсом (однако в другом контексте).

В науке

Существование Мультивселенной является предметом дискуссий среди физиков. Данная идея активно используется в теории струн (см. ландшафт теории струн), в многомировой интерпретации квантовой механики, в теории вечной инфляционной мультивселенной.

Ряд учёных высказывает мнение, что гипотеза Мультивселенной скорее философская, поскольку она не фальсифицируема (её нельзя опровергнуть с помощью научного эксперимента, а это является неотъемлемой частью научного метода), а следовательно, является ненаучной.

Космолог Макс Тегмарк высказал предположение, названное гипотезой математической вселенной, что любому математически непротиворечивому набору физических законов соответствует независимая, но реально существующая вселенная. Это предположение, хотя и не поддаётся экспериментальной проверке, привлекательно тем, что снимает вопрос, почему наблюдаемые физические законы и значения фундаментальных физических постоянных именно такие (см. тонкая настройка Вселенной).

Тегмарк предложил следующую классификацию миров:

  • Уровень 1: миры за пределами нашего космологического горизонта (внеметагалактические объекты).
  • Уровень 2: миры с другими физическими константами (например, миры на других бранах в M-теории).
  • Уровень 3: миры, возникающие в рамках многомировой интерпретации квантовой механики.
  • Уровень 4: конечный ансамбль (включает все вселенные, реализующие те или иные математические структуры).

Среди сторонников идеи Мультивселенной такие учёные, как Стивен Хокинг, Ли Смолин, Брайан Грин, Макс Тегмарк, Алан Гут, Андрей Линде, Митио Каку, Дэвид Дойч, Леонард Сасскинд, Александр Виленкин, Нил Тайсон, Шон Кэрролл, Джозеф Полчински, Мартин Рис.

Гипотезу Мультивселенной не поддерживают: Стивен Вайнберг, Дэвид Гросс, Пол Стейнхардт, Нил Турок, Вячеслав Муханов, Майкл Тёрнер, Роджер Пенроуз, Джордж Эллис, Адам Франк, Пол Дэйвис.

Н. С. Кардашёв предполагает, что, если гипотеза Мультивселенной верна, то наиболее развитые цивилизации покинули нашу Вселенную и переселились в другие, более подходящие для них.

Связь с тёмной энергией

С начала 2000 годов концепция мультивселенной всерьёз рассматривается в связи с изучением природы тёмной энергии. Модель мультивселенной, основанная на физической реальности комплексных чисел была впервые предложена советским физиком А. А. Антоновым.

Для экспериментальной проверки существующих теорий тёмной энергии в 2015 году в США был запущен проект Dark Energy Spectroscopic Instrument (DESI). В число проверяемых гипотез входит и гипотеза мультивселенной.

В философии и логике

Модальный реализм

От каждого нашего выбора появляется новая альтернативная вселенная, в которой те события проживаете вы. Возможные миры — одно из средств интерпретации вероятности, гипотетических суждений и т. п. В связи с этим ряд философов, в частности Дэвид Льюис, утверждает, что любой возможный мир реализуется, поскольку возможность и действительность — два дополнительных свойства одного и того же мира. Соответственно, что является возможностью, а что действительностью, зависит от мира, в котором находится наблюдатель (эта концепция называется «модальным реализмом»).

66. … в наималейшей части материи существует целый мир творений, живых существ, животных, энтелехий, душ.

67. Всякую часть материи можно представить наподобие сада, полного растений, и пруда, полного рыб. Но каждая ветвь растения, каждый член животного, каждая капля его соков есть опять такой же сад или такой же пруд.

68. И хотя земля и воздух, находящиеся между растениями в саду, или вода — между рыбами в пруду не есть растение или рыба, но они все-таки опять заключают в себе рыб и растения, хотя в большинстве случаев последние бывают так малы, что неуловимы для нашего восприятия.

— Лейбниц, Готфрид Вильгельм; Монадология.

В религии и эзотерике

Указание на существование других миров встречается в буддизме (Типитака) и многих течениях индуизма (Пураны, в том числе Бхагавата-пурана и Брахмавайварта-пурана, а также Агамы).:

В индуизме

Концепция множественных миров неоднократно упоминается в индуистских Пуранах, в частности в Бхагават-пуране:

Ты [Господь] мельчайший, и Ты самый великий, Ты — начало, середина и конец бытия, но Сам не имеешь начала, середины и конца. Ты существуешь, когда не существует ничего. Ты неизменен, Ты всюду — и здесь, и там, где ничего нет. В бескрайнем пространстве плавает бесчисленное множество яйцеобразных вселенных наподобие нашей, что покрыта слоеной скорлупою стихий, каждая из которых в десять раз толще предыдущей. Но в сравнении с Тобою, безграничным Анантою, они — крошечные былинки.

— Бхагавата-Пурана 6.16.36-37
В эзотерике

В эзотерической космологии мультивселенную составляет система планов — тонких состояний сознания, которые выходят за рамки известной физической вселенной (в том числе астральный и ментальный планы).

Исследователи изменённых состояний сознания утверждают, что разработали методы изучения параллельных миров с помощью так называемого «второго внимания». В традиции Карлоса Кастанеды это называется «сдвиг точки сборки». Сол Фэлкон утверждает, что восприятие других миров возможно при сдвиге «точки сборки» в области с большей частотой самофиксации. Такие состояния достигаются при помощи определённых медитаций, разнообразных духовных и психологических практик или принятием некоторых психоактивных веществ, но иногда бывают спонтанными в обычной жизни.

В IT

За последние 30 лет были предприняты многочисленные попытки воплотить концепцию метавселенной в компьютерных играх, онлайн-сообществах и в VR-пространстве. Большая часть ранних проектов страдали от недостаточного уровня технологии. Однако в последние годы развитие VR, машинного обучения, motion tracking и др. дает основания полагать, что в ближайшие годы будет реализована если не единая метавселенная, то несколько меньших по размеру метавселенных, которые впоследствии будут связаны друг с другом.

  • 1993 – The Metaverse – многопользовательская виртуальная реальность на базе текстовых сообщений (аналогично текстовой ролевой игре)
  • 1998 – There - игра-виртуальный мир, где пользователи могли общаться в форме аватаров и приобретать аксессуары для своего персонажа за внутреннюю валюту therebucks.
  • 2003 – Second Life - виртуальный мир, где аватары пользователей могут общаться, участвовать в различных групповых активностях, покупать и продавать виртуальные предметы и т.п. Second Life не была игрой, поскольку у нее не было ни сюжета, ни миссий/целей. На пике популярности у проекта было свыше миллиона активных пользователей.
  • 2004 – IMVU, Inc. - ранняя метавселенная, где 3D-аватары могли приобретать разговаривать, играть в игры, создавать контент, а также приобретать виртуальную одежду, дома, мебель и т.д. за внутреннюю валюту. В 2014 число активных пользователей достигло 6 млн, а количество виртуальных предметов в каталоге – 40 млн.
  • 2006 – игровая платформа Roblox, ориентированная на детей и подростков, где пользователи могут создавать собственные игры и участвовать в играх, созданных другими. По состоянию на август 2020 г. у Roblox было 164 млн активных пользователей.
  • 2007 – запущено несколько социальных платформ для создания профилей и общения аватаров в метавселенных, в том числе Koinup, Myrl и AvatarsUnited. Однако эти проекты столкнулись с проблемой переноса данных из одной метавселенной в другую и управления разными аккаунтами из одного кабинета.
  • 2007 – OpenSimulator – ПО с открытым исходным кодом, совместимым с проектом Second Life и позволяющим пользователям (т.е. их аватарам) перемещаться между независимыми виртуальными пространствами.
  • 2014 – социальная VR-платформа VRChat, в который пользователи могут добавлять собственные 3D-миры, общаться Первая масштабная «метавселенная», ориентированная на владельцев VR-устройств.
  • 2015 – социальная VR-платформа AltspaceVR, впоследствии приобретенная Microsoft. В настоящее время входит в подразделение Microsoft Mixed Reality и служит площадкой для массовых VR-мероприятий.
  • 2016 – социальная VR-игра Rec Room, состоящая из множества независимых игр (шутеров, квестов, спортивных состязаний и пр.), в том числе созданных пользователями. Позволяет телепортироваться в соседние виртуальные пространства в рамках игры.
  • 2019 – Facebook Horizon - социальная VR-платформа от Facebook, Inc., поддерживающая создание пользовательских миров и игр. По состоянию на апрель 2021 г. Находится в стадии закрытого бета-тестирования.
  • 2020 – Decentraland, децентрализованный виртуальный мир, которым полностью управляет сообщество пользователей. Платформа пока не использует VR, хотя внедрение виртуальной реальности включено в дорожную карту.
  • 2021 – Sensorium Galaxy – мультиплатформенная цифровая метавселенная, где пользователи смогут посещать VR-концерты и шоу, общаться между собой, а также знакомиться с персонажами под управлением искусственного интеллекта. По состоянию на май 2021 находится в стадии бета-тестирования; запущен встроенный магазин аватаров с поддержкой токена SENSO. На лето-осень запланирован релиз первого мира PRISM и первые виртуальные концерты электронной музыки, в том числе с участием Дэвида Гетта.

Большинство проектов метавселенных в последние годы относятся к категории Social VR, то есть комбинируют функционал социальных сетей и технологию VR. Отдельно стоит упомянуть многопользовательскую онлайн-игру Fortnite, которая имеет конкретные игровые целы, но также служит площадкой для общения пользователей и мероприятий (концертов, презентаций), что сближает ее с метавселенными.

В художественных произведениях