Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




16.06.2021


13.06.2021


09.06.2021


06.06.2021


04.06.2021





Яндекс.Метрика





Копьё Лонгина

10.05.2021

Копьё Лонгина (Копьё Судьбы, Копьё Христа) — согласно Евангелию от Иоанна, одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства.

Евангельские и апокрифические свидетельства

В Новом Завете эпизод прободения тела Христа копьём содержится только в Евангелии от Иоанна: «один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34). Согласно евангельскому рассказу, воин пронзил копьём уже мёртвого Иисуса (это утверждение имело критическую оценку у известного античного критика христианства — Цельса).

В апокрифической литературе самое раннее упоминание этого эпизода встречается в Евангелии от Никодима (предположительно IV век). Пронзивший тело Иисуса римский солдат назван в этом апокрифе по имени: сотник Лонгин.

Толкование богословов

Августин в «Толковании на Евангелие от Иоанна» (XIX, 34) пишет, что, подобно тому как из ребра спящего Адама была сотворена Его невеста, Ева, из раны в боку спящего смертным сном Христа была создана Его невеста, Церковь. По Августину, вода и кровь — символы святых таинств Крещения и Евхаристии (в воспоминание этого перед совершением Евхаристии в Латинской Церкви во время оффертория, а на Востоке — во время проскомидии в вино добавляется вода). В трактате «О Граде Божием» (XV, 26) Августин соотносит рану в боку Иисуса с дверью Ноева ковчега, сделанной, по божественному указанию, «с боку его» (Быт 6:16) — «через эту дверь входят все, приходящие к Нему, поскольку из неё истекли таинства». В богослужении Православной церкви используется копие — обоюдоострый нож для изъятия частиц из просфор, который символизирует собой копьё Лонгина.

Евангелие Рабулы, 586 г. Распятие. Над головой солдата надписано его имя: ΛΟΓΙΝΟС.

В христианском искусстве

Одно из самых ранних изображений сцены распятия — миниатюра из Евангелия Рабулы, иллюминированной сирийской рукописи VI века — включает и имя солдата, надписанное над его головой по-гречески в изменённой форме: Логин, ΛΟΓΙΝΟС (не исключено, однако, что имя могло быть добавлено в миниатюру позднее).

Средневековые легенды

Предыстория

Существует ряд средневековых легенд, в которых рассказывается о предыстории копья, прежде чем оно попало в руки Лонгина (по тому же принципу была создана предыстория другого орудия Страстей — Животворящего Креста).

Согласно им, изначально оно принадлежало Финеесу, внуку Аарона и третьему по счёту первосвященнику Иудеи, пронзившего копьём Хазву мадианитянку. Он приказал отковать это копьё в качестве символа магических сил крови израильтян как избранного народа. Затем с этим копьём бросился в атаку на укрепленный Иерихон Иисус Навин. Упоминали также, что именно его Саул бросил в юного Давида в бессилии и ревности к будущей славе. Другим владельцем копья был Ирод Великий.

После Голгофы

Легенды также рассказывают о судьбе копья после Распятия Христова, называя в его числе следующих владельцев:

  • им владел Константин Великий в битве у моста Милвиус;
  • им владел король готов Теодорих I, который благодаря ему победил орды Аттилы в 451 году при Труа;
  • им владел Аларих;
  • император Юстиниан;
  • Карл Мартелл сражался им при Пуатье в 732 г.;
  • им владел Карл Великий. Его вера в силу талисмана была такой сильной, что он постоянно держал его рядом с собой.

Затем оно стало упоминаться в руках императоров Священной Римской империи, что заставляет предполагать, что с какого-то момента речь идет о реальном предмете, экспонирующемся в наши дни в Вене (венская реликвия), или же о нескольких копьях, выдаваемых за одно:

  • в рассказе о победе Генриха I Птицелова в Унструтском сражении упоминается могущественное копьё-талисман в его руках;
  • первый известный владелец собственно венской реликвии — Оттон I, в хронике о короновании которого оно упоминается. Затем оно упоминается в описании его сражения у города Леха (955 г.);
  • Фридрих Барбаросса. Существует предание, что незадолго до его смерти в реке копьё выпало из его слабеющей руки;
  • Фридрих II;
  • в 1277 г. им владел Рудольф Габсбургский.

Антиохское копьё

В XVIII веке папа римский Бенедикт XIV признал антиохское копьё подделкой.

Артефакты, претендующие называться «Копьём судьбы»

В различных церквях мира хранится несколько реликвий, которые считаются копьём Лонгина, либо его фрагментом. С целью установления возраста, наиболее соответствующего евангельскому времени, учеными проводятся экспертизы.

Армянское копьё

Эта реликвия находится в Армении и с XIII века хранится в сокровищнице Эчмиадзинского монастыря. До этого копьё находилось в Гегардаванке (в переводе с армянского — Монастырь копья), куда было принесено, как считается, апостолом Фаддеем.

Ватиканское копьё

Хранится в Базилике святого Петра в Риме. Оно отождествляется с копьём, хранившимся в Константинополе, а прежде в Иерусалиме, по крайней мере с VI века.
Первое упоминание о копье встречается у пилигрима, известного как Антоний из Пьяченцы (570), который, совершив паломничество в Иерусалим, написал, что в храме Святого Сиона он видел «…терновый венец, которым был увенчан наш Господь, и копьё, которым он был пронзён». В 614 г. Иерусалим был захвачен персами, к ним же попали и все Страстные реликвии. Согласно Пасхальной хронике наконечник копья был отломан, и в том же 614 году оказался в Константинополе, где с тех пор хранился сначала в храме Святой Софии, а позже в церкви Фаросской Богоматери вместе с другими святынями христианства. Впрочем, по другим сообщениям, копьё продолжало оставаться в Иерусалиме на галереях храма Гроба Господня. Епископ Аркульф, побывавший на Святой земле ок. 670 г., говорил следующее: «…копие находится вделанным в деревянный крест в портике базилики Константина; древко этого копья расколото на две части…» , то же видел и византийский паломник первой половины IX в. Епифаний. «А между темницей и распятием есть двери святого Константина… Здесь же лежат Копие, и Губка, и Трость…». После IX в. сведений о нахождении копья в Иерусалиме в источниках нет.

В Константинополе оно оставалось до 1492 года, когда было подарено султаном папе Иннокентию VIII, увезено в Рим и помещено в соборе Святого Петра. В настоящее время фрагмент копья находится в капелле этого собора над статуей святой Вероники и демонстрируются в пятое воскресенье Великого поста.

Венское копьё

Венское копьё ведёт свою историю со времен Оттона I (912—973 годы). Оно характеризуется вкраплением металла, считающимся гвоздём с распятия. Копьё вместе с другими атрибутами императорской власти с конца XVIII века хранится в палате сокровищ Венского дворца. В 1938 году, после аннексии Австрии, обербургомистр Нюрнберга Либель (нем. Willy Liebel) перенес из Венского дворца атрибуты императорской власти, которые он выставлял в течение года в церкви св. Катарины. Обстоятельства перевоза атрибутов императорской власти из Вены в Нюрнберг и их возвращение Австрии генералом Джорджем Паттоном, обросли многочисленными легендами. Благодаря этому, копьё является важной составной частью современной мифологии, возникшей вокруг замка Вевельсбург, см. Вевельсбург и «Копьё Судьбы».

Краковское копьё

После исследования оказалось копией венского копья.

  • Зарисовка ватиканского копья

  • Венская реликвия в нынешнем виде с золотыми накладками

  • Венское копьё со снятыми золотыми накладками

  • Краковское копьё, официально признанное копией венского, но при этом несколько отличающееся от него по форме

  • Армянское копьё

Жан Кальвин о копьях Лонгина

Жан Кальвин в богословском сочинении Трактат о реликвиях 1543 года, посвященном подлинности многих христианских реликвий, включая как мощи, так и контактные реликвии, находящихся в храмах и монастырях Западной церкви, сообщает о четырёх известных ему копьях, имеющихся в разных храмах и претендующих на подлинное Копьё Лонгина: одно в Риме, другое в Сент-Шапель в Париже, третье в аббатстве Теналь в Сентонже; четвертое в Сельве, недалеко от Бордо.

В искусстве

  • Копьё страстей фигурирует в опере немецкого композитора Рихарда Вагнера «Парсифаль».
  • Копьё Лонгина упоминается в трилогии Гарри Гаррисона «Путь короля».
  • Копьё Судьбы упоминается в 8 сезоне сериала Сверхъестественное. Его находит Дин, разбирая вещи Просвещённых.
  • Повесть Маркуса Седжвика по мотивам сериала «Доктор Кто» называется «Копьё Судьбы», и именно вокруг этого артефакта строится её сюжет.
  • Копьё Лонгина упоминается в аниме «Евангелион» как мощный артефакт и единственное оружие, помимо позитронной пушки, способное пробить АТ-поле.
  • Копьё Судьбы фигурирует в фильме Фрэнсиса Лоуренса «Константин: Повелитель тьмы» как орудие для освобождения сына дьявола и пропуска его на Землю.
  • Копьё Судьбы является одним из артефактов, хранящихся в секретном архиве Ватикана в сериале «Демоны Да Винчи». С помощью него главный герой пронизывает латы солдата и стену позади него.
  • Копьё Лонгина появляется в сериале «Борджиа» в качестве подарка еврейских купцов папе Александру VI за право торговать на территории Рима. Папа Борджиа проверяет его на подлинность, устроив «Суд Соломона».
  • В компьютерной игре «Tomb Raider: Хроники» Лара Крофт находит Копьё Судьбы на затонувшей немецкой подлодке в Баренцевом море.
  • В компьютерной игре Spear of Destiny главный герой должен вернуть Копьё Судьбы, похищенное нацистами.
  • Копьё Судьбы фигурирует в компьютерной игре Persona 2: Innocent Sin, где фатальным образом влияет на концовку.
  • Копьё Судьбы является главным артефактом, вокруг которого развивается сюжет в романе Джеймса Паттерсона «Шут».
  • В фильме «Библиотекарь» фигурируют три части Копья Судьбы, которые, если объединить их в одно целое и пронзить кого-нибудь, передают жизненную силу убитого убийце.
  • Копье Судьбы является предметом поиска во втором сезоне сериала «Легенды завтрашнего дня», способное изменять реальность.
  • В телесериале «Леденящие душу приключения Сабрины» Люцифер упоминает Копьё Лонгина как единственный артефакт, способный причинить ему вред.
  • Главный герой компьютерной игры The Council, Луи Морас де Рише, ищет Копьё Лонгина, мощный артефакт для борьбы с демонами.
  • Копье судьбы присутствует в мобильной J2ME игре Wolfenstein RPG производства EA Mobile, как единственное оружие, способное нанести урон главному антагонисту.