Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Вывод российских войск из Латвии

Вывод российских войск из Латвии — процесс демилитаризации территории восстановившей государственную независимость Латвийской Республики, начатый на переговорах президента РФ Бориса Ельцина с председателем Верховного Совета Латвийской Республики Анатолием Горбуновым 27 декабря 1991 года и завершившийся 31 августа 1994 года. Латвийской Республике было оставлено всё недвижимое имущество, использовавшееся советской армией, включая Скрундскую радиолокационную станцию, Центр слежения за космическими объектами (разведцентр ГРУ) в Вентспилсе и базу подводных лодок в Лиепае. Военные пенсионеры РФ и члены их семей, проживавшие в Латвии, получили право остаться на жительство в Латвии (как правило, в статусе неграждан); большинство кадровых военнослужащих было вынуждено вернуться в Россию.

Предыстория

Верховный Совет Латвийской ССР, избранный 18 марта 1990 года на всеобщих выборах, 4 мая 1990 года большинством голосов принял Декларацию о восстановлении независимости Латвии. В ней утверждалось, что решение о вхождении Латвии в Советский Союз, принятое 21 июля 1940 года, было совершено на основании противоправного секретного протокола к пакту Молотова — Риббентропа. Декларация восстанавливала действие Конституции Латвии 1922 года, однако до принятия её новой редакции продолжали действовать законы Латвийской ССР. Гражданам Латвийской Республики гарантировались социальные, экономические, культурные и политические права в соответствии с международным правом.

После провала Августовского путча в Москве Верховный Совет Латвийской ССР принял Конституционный закон о выходе Латвии из состава СССР. Делегация в составе Анатолия Горбунова, Яниса Диневича, Ояра Кехриса, Илмара Бишера и Владлена Дозорцева отправилась в Москву к президенту России Борису Ельцину. На организованной 24 августа 1991 года руководителем полномочного представительства Латвийской ССР в Москве Янисом Петерсом встрече Анатолий Горбунов высказал две просьбы: заменить командующего Прибалтийским военным округом генерала Ф. Кузьмина, открыто поддержавшего ГКЧП и выведшего войска на улицы Риги, и вывести из Латвии рижский ОМОН. Обе просьбы Ельцин удовлетворил сразу же, в ходе встречи: он отдал распоряжение командующему Ленинградским военным округом, чтобы его заместитель генерал В. И. Миронов немедленно принял командование Прибалтийским военным округом, а новому руководителю КГБ Бакатину и министру внутренних дел РСФСР Баранникову — чтобы обеспечили военно-транспортный самолет для эвакуации ОМОНа.

Затем Ельцин неожиданно для латвийской делегации вручил ей Указ президента РСФСР «О признании государственной независимости Латвийской Республики», подписанный в ее присутствии 24 августа 1991 года. «Единственное, что вызвало особый разговор, это русские настроения в Латвии… Я объяснил: в опросе перед принятием Декларации участвовало 87,56 % населения. 73,68 % высказались ЗА независимость. При том, что латышей в Латвии 52 %. Ельцин сказал внятно: „Ну, не обижайте русских. Их у вас много…“ Горбунов обещал», — вспоминал В.Дозорцев о разговоре в Кремле.

В ноябре 1991 года указом президента СССР Михаила Горбачева Прибалтийский военный округ в связи с признанием независимости Литвы, Латвии и Эстонии был преобразован в Северо-Западную группу войск, большая часть подразделений которой впоследствии была расформирована.

Переговоры

27 декабря 1991 года в Кремле состоялась встреча президента РФ Б. Н. Ельцина и председателя Верховного совета Латвии А. В. Горбунова, на которой российский лидер сказал, что 60-тысячную группировку Советской армии, ставшей Российской, можно вывести в течение 7 лет, начав этот процесс в 1995 году после того, как войска будут полностью выведены из Германии. Это позволяло спокойно подготовить новые места дислокации для военных, решить вопрос о социальной защите и правах военных пенсионеров, которых с семьями насчитывалось около 100 тысяч человек. Россия намеревалась сохранить за собой аренду трёх стратегических объектов: радиолокационной станции раннего предупреждения о ракетном нападении в Скрунде, центра слежения за космическими объектами (разведцентр ГРУ) в Ирбене и базы подводных лодок в Лиепае. В директивах, которые подписал Ельцин для государственной делегации на переговорах, также была поставлена задача защитить права русскоязычного населения.

Никаких финансовых условий прибалтийским республикам Россия не выставляла, тогда как Германия при выводе войск брала на себя обязательства построить для военных на новых местах дислокации жильё, инфраструктуру, обеспечить транспортировку имущества на новые места службы.

Решением Совета министров Латвийской Республики 10 июня 1992 года было создано Бюро по контролю за выводом войск, подчиняющееся специальному государственному министру. Его главными задачами было обеспечить единый учет передаваемого военного имущества, его оценку и перенятие, оценку нанесённого экологического ущерба, стоимости услуг, оказываемых Латвийской Республикой по снабжению воинских контингентов и их отправке к местам новой дислокации.

В 1992 году был создан Форум консультаций, куда наряду с Польшей, Словакией, Болгарией и Румынией вошли и прибалтийские республики, получившие статус государств не бывшего СССР, а Центральной и Восточной Европы.

Государственная российская делегация по переговорам с Латвией была создана указом Ельцина в 1992 году. Представлять её был направлен заместитель министра иностранных дел Фёдор Шелов-Коведяев, помощник депутата Государственной думы Галины Старовойтовой, ранее никогда не работавший на дипломатическом поприще. В первом же раунде переговоров Шелов-Коведяев заявил, что всё имущество остаётся Латвии, сделав исключение для Дома отдыха Гостелерадио в Юрмале. Ему было обещано выполнить это пожелание, однако впоследствии этого не было сделано.

Затем под давлением США, которые ставили вывод войск в зависимость от своей финансовой помощи, и по настоянию министра иностранных дел А. Козырева Ельцин объявляет о сокращении срока вывода войск на 5 лет и немедленном начале этого процесса. Руководитель российской делегации С. С. Зотов пытался в обмен на такое существенное сокращение срока добиться решения вопроса о статусе русскоязычного населения, доложив об этом и министру, и президенту. Ельцин поначалу одобрил такой подход, однако через две недели Козырев сделал заявление, что «никакой связи между выводом войск и правами русскоязычного населения нет».

На следующем раунде переговоров в сентябре 1992 года Зотов поставил вопрос о пакетном соглашении, которое бы защищало права военных пенсионеров и закрепляло за Россией право аренды стратегических объектов, которые оставались бы в её распоряжении и после вывода войск. В ответ латвийский парламент принял одностороннее решение, что вывод войск будет осуществляться по графику, составленному парламентом и правительством Латвии.

Переговоры о выводе войск из Латвии оказались наиболее трудными и потребовали 13 раундов, завершившись подписанием межгосударственного договора лишь 30 апреля 1994 года. Сейм принял соответствующий закон о ратификации 24 ноября 1994 года. Под давлением Запада Российская Федерация практически полностью отказалась от выдвинутых требований по стратегическим объектам, оставив за собой на короткий срок и на условиях платной аренды только Скрундскую РЛС.

Имущество армии

Общая численность Северо-Западной группы войск на 1992 год составляла 250 тысяч человек, из которых 95 тысяч были средним и старшим начальствующим составом. В составе группировки было три дивизии — по одной в каждой республике, 11-я гвардейская общевойсковая армия, дислоцировавшаяся в Калининградской области, 15-я воздушная армия и окружной комплект соединений и частей родов войск и служб.

На территории Латвийской ССР располагалось более 1000 воинских частей и около 600 военных объектов. Флот базировался во всех крупных портах, для авиации построили 22 аэродрома, для ядерной войны — 12 пусковых установок баллистических ракет.

Скрундская радиолокационная станция

Делегация Латвии во время переговоров потребовала, чтобы РЛС охраняли латвийские военные, осуществляя пропуск на основе выданных республикой документов. Она также заявила, что все ввозимые материалы должны подвергаться таможенному контролю, российские военные должны предоставить опись всего вооружения, включая номера пистолетов у офицеров. Латвия также потребовала возможности проводить инспекции в любое время суток. Глава российской делегации, посол С. С. Зотов не только согласился с этими условиями, но и предложил повысить уровень инспекции до ранга Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эти инспекции проводятся по регламенту, с заблаговременным предупреждением и на основе консенсуса — российская сторона могла заблокировать то, что ей не нравилось. Таким образом удалось договориться, что РЛС функционирует до 31 августа 1998 года, после чего даётся два года на её демонтаж. Соответствующий документ было парафирован главами госделегаций 16 марта 1994 года.

Затем посол Зотов добился, чтобы демонтаж недостроенного 10-этажного здания в Скрунде, который должен был быть завершён к визиту президента США Билла Клинтона в июне 1994 года, оплатили американцы. Они выделили на это 10 миллионов долларов.

Вместо затребованных Латвией за пользование земельным участком в Скрунде 400 миллионов долларов в год Зотов предложил 2, а затем 4 миллиона, согласившись поднять сумму до 5 млн.

Социальные вопросы военнослужащих и членов их семей

Военные пенсионеры РФ и члены их семей, проживавшие в Латвии по состоянию на 28 января 1992 года, получили право остаться в Латвии на постоянное жительство. Остальным полагалось покинуть Латвию до 31 августа 1994 года. Позднее по взаимной договоренности срок был продлён.

Членов семей военнослужащих, проживавших в домах квартирно-эксплуатационных частей армии (КЭЧ) и не имевших отношения к армии по роду занятий, и просто людей, имевших квартиры в домах КЭЧ, в Латвии отказывались регистрировать как постоянных жителей, ставя им в паспорта круглые красные печати, обязывавшие их в определенный срок покинуть страну. Некоторым из них через суд удалось отстоять свои права: число приговоров судов по искам «круглопечатников» к латвийскому Департаменту гражданства и иммиграции только за первое полугодие 1994 года составило 2121, из них в пользу истцов завершились 1933 (или 91 %). Но все же большинство «круглопечатников» было вынуждено уехать. Количество таких людей оценено правозащитниками движения «Равноправие» в 136—161 тысячу человек.

Провокации

Латвийские власти и местные самоуправления не только попустительствовали провокациям в отношении российских воинских частей и военнослужащих, но и сами организовывали захват военных объектов, акты самоуправства в виде задержаний людей, обстрела машин, отключения от электричества военных городков. Посольство России в Латвии практически не реагировало на эти выпады. Единственная нота была направлена правительству Латвии после ареста двух российских генералов, которое провёл председатель совета народных депутатов Видземского предместья Риги Андрис Ручс, явившийся в сопровождении латвийских ополченцев — «земессаргов» захватывать бассейн, принадлежавший армии. Получив доклад об этом по прилёте в Ригу, посол Зотов отказался возобновлять переговоры и заявил, что по согласованию с министром обороны РФ приведена в боевую готовность Псковская воздушно-десантная дивизия. Он потребовал немедленного освобождения захваченных людей. К вечеру того же дня правительство Латвии осудило самоуправство земессаргов и освободило арестованных.