Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Исторический фильм

Историческое кино — жанр игрового кино, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский»), и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса). Исторические фильмы нередко являются экранизациями исторических романов («Война и мир» Л. Н. Толстого).

Жанры

Историческое кино нередко пересекается с жанрами приключенческого фильма и боевика, так как чаще всего предметом фильма становятся драматические и судьбоносные события, войны, перевороты и тому подобное. По времени и характеру действия выделяют несколько специфических разновидностей исторического фильма:

  • Батальное кино — в советском кинематографе особенно распространены были фильмы о Великой отечественной войне.
  • Вестерн — родившийся в Америке жанр историко-приключенческого кино, действие которого происходит на Диком Западе в XIX веке. Впоследствии вестерны, адаптированные под национальные особенности, стали снимать и в других странах (см. спагетти-вестерн, истерн).
  • Истерн — советский приключенческий фильм, действие которого происходит на Востоке — в азиатских частях СССР, по преимуществу в период Гражданской войны.
  • Пеплум — высокобюджетные фильмы о древнем мире с пышными костюмами и декорациями, нередко с внушительными массовками. Жанр зародился в Италии, однако наивысшего расцвета достиг в Голливуде в конце 1950-х и начале 1960-х годов («Бен-Гур», «Спартак», «Клеопатра»).
  • Тямбара — японское кино о самураях, крупнейшим мастером которого был Акира Куросава («Семь самураев», «Трон в крови»).
  • Уся — китайское историко-приключенческое кино с фантастически утрированными восточными единоборствами («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Дом летающих кинжалов»).
  • Фильм плаща и шпаги — костюмное кино с динамичным развитием действия и фехтовальными поединками. Зачастую это экранизации приключенческих романов таких авторов как Александр Дюма, Роберт Стивенсон и Майн Рид о мушкетёрах, пиратах и прочих искателях приключений. На ролях отважных героев и благородных разбойников специализировались Дуглас Фэрбенкс, Эррол Флинн, Жан Маре, Михаил Боярский.

Экранизации классических романов

В 1930-е годы на амбициозных экранизациях литературной классики сделал себе имя легендарный продюсер Дэвид Селзник. Профинансированный и спродюсированный им фильм «Унесённые ветром» долгое время оставался рекордсменом кассовых сборов. В послевоенное время крупнобюджетные техниколоровые экранизации в селзниковской традиции продолжали снимать голливудский маэстро Дэвид Лин («Лоуренс Аравийский»), французские режиссёры во главе с Максом Офюльсом и итальянец Лукино Висконти («Леопард», «Чувство»).

Особую группу исторических фильмов составляют многочисленные экранизации романов Джейн Остин (действие происходит во время Наполеоновских войн) и Чарльза Диккенса (основное место действия — Лондон викторианской эпохи). Они особенно характерны для кинематографа Великобритании, который вообще славится тонкими, тактичными экранизациями литературной классики — от оскароносного «Тома Джонса» до «Опасных связей» Стивена Фрирза.

Элегическое настроение при академической выверенности отличает экранизации британской классики, выполненные интернациональным дуэтом Мерчант и Айвори.

Авторское кино

В области исторического кино предпочитали работать крупнейшие мастера довоенного кинематографа, включая Дэвида Гриффита («Нетерпимость») и Сергея Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный»). В 1950-е и 1960-е гг. корифеи авторского кино не раз переносили действие фильмов в аскетичную обстановку Средних веков, благо она предрасполагала к рефлексии на нравственные и религиозные темы («Сказки туманной луны после дождя», «Седьмая печать», «Андрей Рублёв»).

С точки зрения аккуратности исторической реконструкции в кино наметились два подхода. В 1970-е годы популярен был архивно-документальный подход Роберто Росселлини («Приход Людовика XIV к власти»), который достиг апофеоза в «Барри Линдоне» Стэнли Кубрика (1975). В 1990-е годы в моду вошло осовременивание исторических реалий, подчас неброское (как в «Королеве Марго» Патриса Шеро), но в отдельных случаях напрочь стирающее границы между периодами («Эдуард II» Дерека Джармена) или нарочито переписывающее исторические события (пример — сожжение Гитлера в парижском кинотеатре в «Бесславных ублюдках» Тарантино).