Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




16.06.2021


13.06.2021


09.06.2021


06.06.2021


04.06.2021





Яндекс.Метрика





Ксилография

09.03.2021

Ксилография (др.-греч. ξύλον «дерево» + γράφω «пишу, рисую») — вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.

История

Ксилография возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока. В Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века, а в Японии — фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия.

Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку. Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке. В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке, указано, что мастер Ван Чи (Ван Цзе) вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

Предшественники: эстампажи и печать притиркой

Косвенным предшественником ксилографии отдельные исследователи предлагают считать эстампаж — технику получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят ко времени, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.) — это получение оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску. В результате получается прямое воспроизведение рельефа, которое состоит из силуэтов (в зависимости от задач и применяемых материалов — чёрных или цветных), перемежающихся пробельными линиями.

Этот способ имел применение и в дальнейшем, уже с появлением гравюры на дереве. Есть предположения о том, что он мог оказать влияние на отдельные стилистические приёмы старой китайской гравюры, в которых можно наблюдать подражание эстампажу, что выражается наличием белого штриха по цветному или чёрному фону или силуэтам.

Усматриваются сходство с эстампажем и в приёмах печати торцовой гравюры притиркой — единственном возможном способе получения качественных оттисков с досок малых форматов; о чём — далее.

Техника

В самых общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему.

Продольная (обрезная) гравюра

Первоначально техника гравирования в Западной Европе, как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки. В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру на типографском станке — толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры — «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2—5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры — господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV — начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив — белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре. Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, — прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда — в прямые (например, в японском наборе инструментов).

History of British Birds (1847). Ксилография Томаса Бьюика У. Блейк. К Буколикам Вергилия. 4 торцовых гравюры в одном блоке.

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV—XV веков. В 1780-х годах английский художник и гравёр Томас Бьюик (1753—1828) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10—11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры — «репродукционная».


Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум — тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив — торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники работа с этими материалами почти не сказывается на валёре.

Очевидными техническими недостатками торца является, во-первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во-вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского, сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше, что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы. Пластик же позволяет решить обе эти проблемы.

Мастера ксилографии

  • Хокусай. Большая волна

  • А. Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса

  • Иллюстрация «Популярной астрономии» К. Фламмариона

  • Я. Я. Гнездовский Рождественская карточка

  • Мастер E. S. (1420-е — около 1468) — немецкий художник.
  • Альбрехт Дюрер (1471—1528) — немецкий художник.
  • Лукас ван Лейден (1494—1533) — голландский художник.
  • Жан-Мишель Папийон (1698—1776) — французский график.
  • Томас Бьюик (1753—1828) — английский гравёр и орнитолог.
  • Мориц Ретч (1779—1857) — немецкий гравёр и иллюстратор.
  • Эдмунд Эванс (1826—1905) — английский гравёр.
  • Холевиньский, Юзеф (1848—1917) — польский художник, график, гравер.
  • Василий Васильевич Матэ (1856—1917) — русский художник, гравёр.
  • Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871—1955) — российская и советская художница.
  • Павел Яковлевич Павлинов (1881—1966) — русский и советский график.
  • Хасуи Кавасэ (1883—1957) — японский график.
  • Дмитрий Исидорович Митрохин (1883—1973) — русский и советский график.
  • Владимир Андреевич Фаворский (1886—1964) — русский и советский график.
  • Гиббингс, Роберт (1889—1958) — ирландский и английский мастер гравюры на дереве, писатель, издатель.
  • Франс Мазерель (1889—1972) — бельгийский график.
  • Мауриц Корнелис Эшер (1898—1972) — нидерландский график.
  • Геннадий Дмитриевич Епифанов (1900—1985) — советский график.
  • Михаил Владимирович Маторин (1901—1976) — советский график.
  • Йон Савио (1902—1938) — саамский норвежский художник.
  • Андрей Дмитриевич Гончаров (1903—1979) — советский художник.
  • Владимир Елпидифорович Кайдалов (1907—1985) — узбекский советский график.
  • Фёдор Денисович Константинов (1910—1997) — советский график.
  • Яков Яковлевич Гнездовский (1915—1985) — американский художник украинского происхождения.
  • Аркадий Михайлович Колчанов (1925—2008) — советский и российский график.
  • Анатолий Иванович Калашников (1930—2007) — советский график.
  • Михаил Михайлович Верхоланцев (1937) — советский и российский график.
  • Сердюков Владимир Иванович (1924—2003) — советский и российский художник-график, гравёр, мастер черно-белой и цветной ксилографии, книжной графики, живописец, иллюстратор и реставратор ксилографии.

Применение ксилографии в книгопечатании

Сотни издательств, в числе которых наиболее известные, чьи полиграфические произведения навсегда запечатлели имена своих основателей:

  • Эльзевиры,
  • Пискаторы,
  • Альдины,

и многие другие, на протяжении всей истории книгопечатания постоянно, даже в не самые благоприятные для развития этой техники периоды, обращались к ксилографии как к одному из средств формирования и оформления своих изданий:

  • иллюстрирования,
  • репродуцирования,

создания книжного декора:

  • инициалов,
  • буквиц,
  • заставок
  • бордюров и так далее.

Прибегают в той или иной форме и непосредственно к ксилографии, и к воспроизведению фрагментов (в том числе для издательских знаков) лучших её образцов или к имитации её характерных, выигрышных качеств, современные издательские дома, и такие весьма известные и влиятельные как

  • Elsevier,
  • Skira, и многие другие.

Любопытный пример использования в отдельных своих изданиях фрагментов репродукций ксилографий, в частности — изображения животных на некоторых обложках своей полиграфической продукции, даёт американская издательская компания O’Reilly Media

Одной из основных техник при создании книжных знаков продолжает оставаться ксилография.