Jelcz 120М — серия 12-метровых высокопольных городских автобусов с тремя двухстворчатыми дверьми, выпускавшаяся польским производителем Jelcz в 1992—2007 годах. Автобус полностью сменил на конвейере предыдущую модель Jelcz PR110.
История модели
Jelcz 120M, 1994 год выпуска Jelcz 120M, 1998 год выпускаВ 1992 году была представлена модель автобуса Jelcz 120M, представлявшая собой глубокую модернизацию широко распространённого в Польше Jelcz PR110M. Наиболее заметным внешним отличием была аэродинамично наклонённая панель с маршрутным таблом над лобовым стеклом, а также заднее стекло уменьшенного размера (ранее переднее и заднее стёкла были взаимозаменяемы). Борта автобуса начали изготавливать из цельнотянутого оцинкованного листа (исчезли накладки на боковинах в местах стыковки листов обшивки). Интерьер автобуса изменился незначительно: были убраны два места напротив задней двери, благодаря чему там появилась накопительная площадка. Однако самым важными изменениями в сравнении с моделью PR110M были модернизированный двигатель Mielec SWT 11/300/1 (модернизированный в Польше лицензионный двигатель Leyland) с турбонаддувом мощностью 220 л.с. и четырёхступенчатая механическая коробка передач польского производства, а также изменённое передаточное число заднего моста, за счет чего возросла скорость и снизился расход топлива. (автотранспортное предприятие города Златоуста, где эксплуатировались такие автобусы, после выработки ресурса этих двигателей самостоятельно производило их замену на двигатели КамАЗ-740. Внешне такие автобусы отличались воздухозаборником в задней части крыши, а также выступающей вперёд и вверх центральной частью ступеньки моторного кожуха в салоне). Также было начато производство модификации 120ММ с двигателем фирмы MAN и четырёхступенчатой автоматической коробкой передач ZF 4HP-500.
В 1994 году был показан первый прототип модернизированной модели 120М с вклеенными боковыми и задним стёклами, задней торцевой стеной из пластика. Также с 1994 года по заказу на базовую модель 120М стали устанавливаться пластиковые бамперы вместо металлических.
С 1996 года начато производство автобусов Jelcz 120М с модернизированным кузовом, они имели вклееные стёкла и бамперы как у модели M121M, а также жесткие пластмассовые сидения фирмы Astromal, новые алюминиевые двери с вклеенными стёклами. Дальнейшие модернизации проводились в 1997, 1998, 2003 и 2006 годах, в их ходе происходили небольшие изменения во внешности автобусов, а также в вариантах применяемых двигателей. Выпуск автобуса Jelcz 120M продолжался до 2007 года.
Кроме трёхдверного варианта была возможность заказа модели с двухдверным кузовом: с 1993 года с расположением дверей по схеме 2-0-2, а с 1999 года также и 2-2-0.
С 1996 года в небольших количествах выпускались троллейбусы Jelcz 120MTE (9 единиц) и Jelcz 120MT (37 единиц).
На основе конструкции автобуса Jelcz 120M был разработан полунизкопольный автобус Jelcz 121M, выпускавшийся с 1995 по 2008 годы.
Автобусы Jelcz 120M в России
Такие автобусы в бело-красной раскраске вышли на маршруты города Златоуст в 1992 году Троллейбус Nordtroll-120МTr в ИжевскеОтмена централизованного снабжения автопарков городскими автобусами, а также перебои с качеством техники, производимой в то время на территории бывшего СССР, привела к большому разнообразию моделей, появившихся на улицах Российских городов в начале 1990-х годов. Многие автобусные парки стремились попробовать другие варианты, кроме привычных городских ЛиАЗов и Икарусов: помимо поставок подержанных автобусов из стран Западной Европы, производились также и закупки новой техники, производившейся в странах бывшего соцлагеря. С одной стороны, они уступали по надёжности и отработанности конструкции, однако были лучше приспособлены к реалиям пассажирских перевозок социалистических городов, где большинство населения пользуется общественным транспортом, а не личным. Наиболее крупная партия автобусов Jelcz 120M была закуплена администрацией города Златоуст Челябинской области в 1992—1995 годах — 27 городских и 3 пригородных (с 2 двухстворчатыми дверьми), их эксплуатация продолжалась до 2010 года. Несколько единиц автобусов в разные годы было закуплено Архангельском, Санкт-Петербургом, Саткой, Тамбовом.
На базе кузовов автобусов Jelcz 120М производились российские троллейбусы Nordtroll-120MTr, первоначально их сборка велась в Архангельске, затем — во Владимире и Ижевске.