Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.
Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, на базе ведущего в соответствующем направлении подготовки (специальности) вуза (вузов) и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждёнными этими органами.
Учебно-методические объединения не являются юридическими лицами.
В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.
Задачи учебно-методических объединений образовательных организаций
Основными задачами учебно-методического объединения являются:
- участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов,
- координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования,
- разработка предложений по структуре отнесённой к его компетенции области высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основных образовательных программ.
Направления деятельности учебно-методических объединений образовательных организаций
Для решения поставленных задач по отнесенным к компетенции учебно-методического объединения направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профессионального образования учебно-методическое объединение:
- участвует в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов, требований к уровню подготовки выпускников, содержанию основных и дополнительных образовательных программ,
- формирует перечни аннотированных программ специализированной подготовки магистров, специализаций в рамках специальностей, учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения учебного процесса,
- участвует в разработке проектов примерных учебных планов и образовательных программ высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования,
- организует обеспечение высших учебных заведений нормативно-методической документацией по подготовке специалистов послевузовского и всех ступеней высшего профессионального образования,
- участвует в разработке перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования,
- участвует в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам развития высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования,
- участвует в разработке программ повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава,
- проводит по поручению федерального органа управления высшим профессиональным образованием экспертизу аттестационных дел по присвоению учёных званий профессора и доцента преподавателям высших учебных заведений,
- вносит в государственные органы управления образованием предложения о реализации государственной политики в области образования,
- участвует в разработке федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования с целью их согласованности с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования,
- участвует в разработке примерных программ экзаменов кандидатского минимума по соответствующим специальностям,
- участвует в формировании перспективных планов издания учебников и учебных пособий с грифом федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, ведомств, учебно-методических объединений,
- участвует в организации и проведении конкурсов по созданию учебной и методической литературы, аудиовизуальных средств,
- проводит по поручению федерального органа управления высшим профессиональным образованием рецензирование подготовленных к изданию рукописей учебников и учебных пособий, а также учебной и методической литературы соответствующего дополнительного профессионального образования,
- вносит в государственные органы управления образованием предложения о совершенствовании учебного процесса, организации кадрового, методического и материально-технического обеспечения учебного процесса в вузах,
- проводит конференции, семинары и совещания по проблемам высшего и послевузовского профессионального образования, студенческие олимпиады и конкурсы.
Управление учебно-методическим объединением и организация деятельности
Руководство деятельностью учебно-методического объединения осуществляет выборный коллегиальный орган — совет учебно-методического объединения, а в перерывах между заседаниями совета — президиум, председатель и заместитель председателя совета учебно-методического объединения.
Совет учебно-методического объединения:
- представляет на утверждение в государственный орган управления образованием, создавший УМО, председателя и заместителя председателя совета учебно-методического объединения,
- принимает положение об учебно-методическом объединении, которое утверждается государственным органом управления образованием, создавшим УМО.
Функции председателя и заместителя председателя совета учебно-методического объединения определяются положением об УМО.
Федеральным органом управления высшим профессиональным образованием для согласованности стратегии, принципов и методов работы учебно-методических объединений могут создаваться координационные советы учебно-методических объединений, в которых каждое учебно-методическое объединение имеет своего представителя в лице председателя совета УМО. Так, был создан Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы
Учебно-методическое объединение может самостоятельно формировать необходимые для выполнения возложенных на него функции учебно-методические советы, комиссии и другие организационные структуры в соответствии с положением об УМО.
Список учебно-методических объединений
Ниже приведён список в алфавитном порядке учебно-методических объединений по состоянию на 1.07.2013.