Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Учебно-методическое объединение

Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.

Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, на базе ведущего в соответствующем направлении подготовки (специальности) вуза (вузов) и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждёнными этими органами.

Учебно-методические объединения не являются юридическими лицами.

В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Задачи учебно-методических объединений образовательных организаций

Основными задачами учебно-методического объединения являются:

  • участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов,
  • координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования,
  • разработка предложений по структуре отнесённой к его компетенции области высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основных образовательных программ.

Направления деятельности учебно-методических объединений образовательных организаций

Для решения поставленных задач по отнесенным к компетенции учебно-методического объединения направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профессионального образования учебно-методическое объединение:

  • участвует в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов, требований к уровню подготовки выпускников, содержанию основных и дополнительных образовательных программ,
  • формирует перечни аннотированных программ специализированной подготовки магистров, специализаций в рамках специальностей, учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения учебного процесса,
  • участвует в разработке проектов примерных учебных планов и образовательных программ высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • организует обеспечение высших учебных заведений нормативно-методической документацией по подготовке специалистов послевузовского и всех ступеней высшего профессионального образования,
  • участвует в разработке перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования,
  • участвует в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам развития высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • участвует в разработке программ повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава,
  • проводит по поручению федерального органа управления высшим профессиональным образованием экспертизу аттестационных дел по присвоению учёных званий профессора и доцента преподавателям высших учебных заведений,
  • вносит в государственные органы управления образованием предложения о реализации государственной политики в области образования,
  • участвует в разработке федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования с целью их согласованности с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования,
  • участвует в разработке примерных программ экзаменов кандидатского минимума по соответствующим специальностям,
  • участвует в формировании перспективных планов издания учебников и учебных пособий с грифом федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, ведомств, учебно-методических объединений,
  • участвует в организации и проведении конкурсов по созданию учебной и методической литературы, аудиовизуальных средств,
  • проводит по поручению федерального органа управления высшим профессиональным образованием рецензирование подготовленных к изданию рукописей учебников и учебных пособий, а также учебной и методической литературы соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • вносит в государственные органы управления образованием предложения о совершенствовании учебного процесса, организации кадрового, методического и материально-технического обеспечения учебного процесса в вузах,
  • проводит конференции, семинары и совещания по проблемам высшего и послевузовского профессионального образования, студенческие олимпиады и конкурсы.

Управление учебно-методическим объединением и организация деятельности

Руководство деятельностью учебно-методического объединения осуществляет выборный коллегиальный орган — совет учебно-методического объединения, а в перерывах между заседаниями совета — президиум, председатель и заместитель председателя совета учебно-методического объединения.

Совет учебно-методического объединения:

  • представляет на утверждение в государственный орган управления образованием, создавший УМО, председателя и заместителя председателя совета учебно-методического объединения,
  • принимает положение об учебно-методическом объединении, которое утверждается государственным органом управления образованием, создавшим УМО.

Функции председателя и заместителя председателя совета учебно-методического объединения определяются положением об УМО.

Федеральным органом управления высшим профессиональным образованием для согласованности стратегии, принципов и методов работы учебно-методических объединений могут создаваться координационные советы учебно-методических объединений, в которых каждое учебно-методическое объединение имеет своего представителя в лице председателя совета УМО. Так, был создан Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы

Учебно-методическое объединение может самостоятельно формировать необходимые для выполнения возложенных на него функции учебно-методические советы, комиссии и другие организационные структуры в соответствии с положением об УМО.

Список учебно-методических объединений

Ниже приведён список в алфавитном порядке учебно-методических объединений по состоянию на 1.07.2013.