Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




28.02.2021


26.02.2021


24.02.2021


24.02.2021


22.02.2021





Яндекс.Метрика





         » » Чудь белоглазая

Чудь белоглазая

17.02.2021

Чудь (чудь белоглазая, чудаки; тюштяне, от имени правителя) — персонаж русского, финно-угорского и коми фольклора; древний мифический народ. Встречается также в фольклоре у саамов. Не стоит путать с наименованием финно-угорских народов (см. Чудь, Чудь заволочская). Возможно, происходит от слова «чудо», которое в старину означало великана.

Этот мифологический персонаж близок по значению к европейским эльфам и гномам. Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя.

Общие особенности

Судя по всему, в основе преданий лежат древние финно-угорские рассказы об уходе автохтонного населения или гибели первого поколения людей, причем в фольклоре соседствуют в разных пропорциях два взгляда на сюжет: героический об идеализированых давних временах и анекдотический о глупом и непохожем на современных людей народе. Эти сюжеты соседствуют в разных пропорциях: у коми и мордвы чудь идентифицируется с народом-прародителем, у русских и саамов на первый план выходят анекдоты о глупцах.

Исторический народ, прежде упоминаемые под названием чудь заволочская, к настоящему времени полностью ассимилировался среди вепсов, русских, а также коми, однако у русского населения Заволочья сохранилась память о чуди, прежде жившей в этих местах. Среди сохранившихся легенд о чуди в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и христианизации. Местом её обитания называется лес, жилищем — землянки. Для обороны чудь строила земляные крепости, остервенело оборонялась, а при неудаче — бежала глубже в леса или убивала себя; лишь немногие оставались на прежних местах жительства. Записана и легенда о том как чудь «ушла под землю» — вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах, и погребла себя, подрубив столбы. Д. В. Бубрих в книге «Происхождение карельского народа» предположил, что этнический состав исторической заволочской чуди был неоднороден, её формировали представители народов весь («чудь белоглазая») и мери («черная чудь»). В верховьях Моломы и Карелии бытовали рассказы о «чуди белоглазой».

На Урал «чудской» фольклор перенесли поселенцы с Русского Севера.

В 1873 году путешествовавший по Кольскому полуострову русский писатель Василий Иванович Немирович-Данченко (1848—1936), старший брат известного драматурга Владимира Ивановича Немировича-Данченко (1858—1943), записал у местных саамов предание о борьбе предков последних с нашествием «чуди белоглазой», в которой им помогли гномы — чакли.

Легенды описывают чудь белоглазую как людей невысокого роста, сказочно богатых. В мифах коми они жили «как звери» в лесах, питаясь дичью и одеваясь в шкуры. Однако к ним явился Стефан Пермский, желая окрестить, а заодно и люди русского царя с требованием оброка. После этого чудь ушла под землю, спрятавшись там со всем своим огромным богатством.

Есть поверье, что чудь превратилась в злых духов, которые прячутся в темных местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими. Это роднит их с фейри ирландского фольклора.

На Урале

В словаре В. И. Даля приведено:

Чудаки и чудаки, сиб. чудь (т. е. странный и чужой) ж. собр. народ-дикарь, живший, по преданию, в Сибири, и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли. Чудь вообще чудское, финское племя, особ. восточное (чужаки), и нередко говорится бранно. Чудь белоглазая! Чудь в землю ушла. Чудь живьем закопалась, чудь под землей пропала.

— Чудо : Чудаки // В.И. Даль, Словарь живого великорусского языка

У П. П. Бажова при описании преданий Полевской области (возле Екатеринбурга) чудь упоминалась как «стары люди». Это отмечено и на стендах туристической тропы на Азов-горе, известной по его сказам. Согласно научным источникам в этих краях прежде жили манси (они же вогулы, иткульская археологическая культура). Бажов писал:

Были они «стары люди» не русски и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знает. По лесам жили. Однем словом, стары люди. Домишек у них либо обзаведенья какого — банешек там, погребушек — ничего такого и в заводе не было. В горах жили. Вот живут себе стары люди, никого не задевают, себя сильно не оказывают. Только стали по этим местам другие народы проявляться.

— Бажов П. П., «Дорогое имячко»

Чаще всего говорилось о «старых людях». По одним вариантам, эти «старые люди» «натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись». По другим вариантам — «старые люди вовсе в золоте не понимали, толку не знали. Хотя золота тогда было много, его даже не подбирали». По третьему варианту, «стары люди вовсе маленькие были». Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». Потом «стары люди из здешних мест ушли».

Стары люди. — Может быть, потому, что Полевской завод строился на месте древних рудокопен — «чудских» капаней, здесь была живы рассказы о «старых людях». В этих рассказах «стары люди» изображались по-разному. Одни говорили, что «стары люди» жили в земле, как кроты, а потом засыпали себя, когда в этот край пришли «другие народы»; другие говорили, что «стары люди» брали медь только сверху, а золота вовсе не знали и жили охотой да рыболовством. Предполагалось, что слой земли, на котором жили «стары люди», уже так завален сверху, что до этого слоя приходилось «докапываться». «Докопались до той земли, где стары люди жили, — нет золота. Не на место, видно, угадали».

— Бажов П. П., очерк «У старого рудника», часть IV и «Объяснение отдельных слов, понятий и выражений, встречающихся в сказах»

Предания о чуди (чучкарях) — древнем народе бытуют и в Прикамье: «А кто-то тут раньше жил, какие-то люди-чуди».

Дивьи люди и легенда о царевиче Тюштяне

Подобная легенда существовала на Урале о подземном народе «дивьи люди». Её записал на Урале в 1927 году Николай Евгеньевич Ончуков:

Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке, они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события. Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон; слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью…

В мордовском эпосе существует легенда о царевиче Тюштяне, включающая в себя большое количество параллелей с легендами о чуди, где Тюштян может пониматься как правитель древней чуди.