Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Как эффективно обучаться



Ученье — свет, и это знают все...

Но далеко не все догадываются, что, благодаря серьёзному подходу к учёбе, можно погрязнуть во «тьме» - нехороших привычках и реакциях, которые оглупляют. По мнению психологов, слушание лекций – один из самых худших способов усвоить материал. И наоборот, один из лучших способов – читать эти лекции другим. Этакая учеба под ключ получается.

Учёные, посвятившие немало лет исследованиям психологии обучения, обнаружили несколько «подводных камней», из-за которых IQ прилежных и неглупых студентов порой резко падает. Что это за «камни» и если ли способы им противостоять?

Опасность первая: сидение

Если вы «сидите на пятой точке ровно» более полутора часов подряд, ваш обмен веществ снижается на 20%. Этот факт установил американский физиолог Джеймс Левин, изучавший причины появления лишнего веса у много сидящих студентов и офисных служащих.

Но, копнув глубже, учёный установил ещё одну зависимость. От скорости обмена веществ зависит и скорость работы мозга. Что, в общем-то, неудивительно: ведь топливо для серого вещества — это глюкоза, которая образуется в организме в процессе сжигания калорий. Обмен веществ замедляется — уровень глюкозы падает — мозг начинает «тормозить».

Это торможение можно выразить в цифрах: полтора часа сидения — минус 5-7 пунктов к обычному для конкретного человека уровню IQ. Чем дольше сидишь, тем более отчётливо проявляется «падёж» умственных способностей.

Что делать: ходить! В норме физиологи рекомендуют делать 5-10-минутные разминки через каждые 30-40 минут сидения. Если пара длится дольше, отпрашивайтесь хотя бы в туалет — мозг будет вам благодарен.

Опасность вторая: чужие монологи

Необходимость вслушиваться в чужую речь вводит нас в своеобразный лёгкий транс. Это обнаружили европейские психофизиологи, изучавшие активность мозга студентов в процессе учёбы. Выяснилось, что долгие лекции — монологи уменьшают у слушателей способности к критическому мышлению (мы легче принимаем на веру услышанные факты), ухудшают наблюдательность и аналитические функции, а также снижают активность и веру в себя. Чем дольше вы молча слушаете, тем сложнее вам сказать: «Стоп! А почему это именно так, а не иначе?»

Что делать: задавать лектору вопросы! Если вам «все понятно» - это плохой знак: возможно, ваш мозг уже в нехорошем трансе. Уточняйте любые неясности, не держите в себе... не молчите, даже если решение ваших задач кажется очень простым делом.

На снижение IQ во время учёбы влияют также:

- стресс (ухудшает способности мозга обрабатывать и хранить новую информацию);

- недостаток сна (снижает аналитические способности);

- привычка делать несколько дел одновременно — например, решать математику на лекции по социологии (снижает способность отфильтровывать ненужные данные и не позволяет сосредоточиться на одной задаче).

Будьте не пассивным слушателем, а полноправным участником обучающего процесса. К слову, у хорошего преподавателя такие неравнодушие и въедливость добавят вам очки.

То же касается и «нудных» рабочих совещаний. Даже если вам скучно, не позволяйте мозгу засыпать, рисуя фигурки в блокноте или перебирая под столом чётки.

Опасность третья: привычка мыслить группой

Однажды американские психофизиологи провели любопытный тест: попросили студентов пройти тесты на IQ сначала индивидуально, а затем - в группах по пять человек. «Групповые» результаты оказались на 5-10 пунктов хуже «одиночных». То есть студент, оказавшись в коллективе, необъяснимым образом глупел.

Объяснить причину этого феномена учёные толком не смогли. Но предположили, что всему виной наша социальность. Когда человек решает задачу в одиночестве, ему не надо думать о том, как он выглядит в глазах окружающих — ведь их, окружающих, рядом нет. Поэтому все интеллектуальные ресурсы направлены на поиски правильного решения. А вот в коллективе мы подсознательно беспокоимся о том, как поддержать свой социальный статус, и это беспокойство мешает нам сосредоточиться.

Что делать: брать пример с великих! Эйнштейна, Лобачевского, или Леонардо да Винчи мало беспокоило, что о них подумают — возможно, поэтому их интеллектуальные таланты поражают нас до сих пор. Если вы не такой и мнение окружающих для вас важно, выделяйте, хотя бы, 30-40 минут в день, чтобы поработать в одиночестве. Это позволит вашему мозгу «не забывать» о том, что он умнее, чем в толпе.