Счетчики
Яндекс.Метрика

Диспетчеризация управления технологическими операциями (часть 1)

Системы управления работой элеватора. Современный элеватор представляет собой комплекс высокомеханизированных технологических линий, на котором все работы, связанные с приемкой, улучшением качества зерна, его хранением и отпуском, полностью механизированы. За обслуживающим персоналом остаются функции настройки производственного процесса, управления, контроля за хранящимся зерном и др.
В технологическом процессе на элеваторе все машины и механизмы объединены в так называемые маршруты. Их создают из групп машин, механизмов и приборов, обеспечивающих перемещение зерна из одного силоса в другой, а также аспирационного оборудования, служащего для обеспыливания транспортных машин и силосов. Началом маршрута обычно считают задвижку под опорожняемым силосом, окончанием — верхний датчик заполняемого силоса.
В отличие от других предприятий (мукомольных заводов, хлебозаводов) на элеваторе наблюдается большая смена технологических и транспортных операций. Даже в пределах одной операции часто приходится перестраивать схему движения зерна (например, при приемке зерна с автомобильного транспорта). При этом должна быть обеспечена сохранность качества и устранена возможность смешивания зерна.
Максимальное использование производственной мощности технологических линий и оперативной возможности элеватора во многом зависит от времени, затрачиваемого на перестройку маршрута, устойчивой работы машин и автоматического включения их при аварии или неправильной настройке маршрута. Все это дает основание считать централизацию оперативного управления и контроля производственным процессом как необходимое средство, обеспечивающее нормальную работу элеватора.
На современных элеваторах эти вопросы решают путем широкого внедрения средств автоматизации и организации диспетчерского управления всеми операциями с частичной или полной автоматизацией отдельных процессов. Между диспетчером и рабочими элеватора предусматривают надежно работающую связь — телефонную или селекторную с громкоговорителями. В зависимости от вида связи, участия диспетчера и обслуживающего персонала в работе элеватора диспетчерское управление выполняют по различным схемам. С переводом всего оборудования на индивидуальный привод начали осуществлять переход сначала к дистанционному, затем к диспетчерскому и, наконец, к дистанционному автоматизированному управлению работой элеватора.