Счетчики
Яндекс.Метрика

Вспашка почвы

Своевременная и доброкачественная пахота не только улучшает структуру верхнего слоя почвы и способствует накоплению питательных веществ и воды, но и сокращает количество и повышает производительность машинно-тракторных агрегатов на выполнении последующих обработок.
Пашут плугами общего назначения, оборудованными кольчато-шпоровыми катками для прикатывания сухой или боронами для влажной почвы. Позднюю зябь поднимают без катков и борон. На вспашке целесообразно широко использовать энергонасыщенные тракторы T-150, Т-150К и др. На почвах с удельным сопротивлением меньше 70МкПа энергонасыщенные тракторы комплектуют плугами со скоростными отвальными корпусами. Хорошее качество работы таких агрегатов достигается при скорости движения не менее 9 км/ч.
На тяжелых почвах с удельным сопротивлением 70 МкПа и более колесные тракторы такой скорости не достигают. При скорости вспашки 7—8 км/ч лучше применять плуги с лемешно-отвальной поверхностью культурного типа.
На полях с большим количеством растительных остатков (особенно после кукурузы), с многолетними сорняками хорошее качество обеспечивают плуги с полу-винтовыми корпусами. Лучшее качество пахоты обеспечивают двухъярусные плуги ПЯ-3-35, ПД-4-35.
Агротехнические требования

Отклонение средней глубины пахоты от заданной на выровненных полях — не более 1 см, на участках с неровным рельефом — до 2 см.
Необходимо достигать полного оборота пласта и обеспечивать заделку не менее 98 % пожнивных остатков, органических и минеральных удобрений, сорняков.
Поверхность поля нужно, чтобы была ровной, слитной, без огрехов и незапаханных клиньев. Высота гребней допускается не более 5 см, а высота свальных гребней и глубина развальных борозд — не более 7 см.
Поверхностный слой после прохода комбинированного пахотного агрегата должен быть рыхлым, мелкокомковатым, а количество глыб крупнее 10 см на поверхности поля — не превышать 15—20% (по площади).
Скрытые и явные огрехи не допускаются. Развальные борозды и свальные гребни после пахоты разделывают и выравнивают.
Комплектование агрегатов

Для получения слитной пахоты, хорошего крошения почвы, улучшения оборачиваемости пласта и заделки растительных остатков, достижения большой производительности комплектуют скоростные пахотные агрегаты.
Агрегаты составляют, используя скоростные, энергонасыщенные тракторы ДТ-75С, Т-150К, Т-150 и др. Плуги укомплектовывают скоростными корпусами одного типа, предплужниками, дисковыми ножами, износостойкими лемехами.
При пахоте и выравнивании поверхности поля агрегаты комплектуют с боронами или катками.
Составы пахотных агрегатов и режимы их работы выбирают в зависимости от состояния почвы и предшественника (табл. 6).
На влажных почвах к плугу присоединяют тяжелые зубовые бороны, на сухих — кольчато-шпоровые катки, приспособления ПВР для измельчения глыб.
Чтобы повысить качество обработки почвы (крошения), на плуги ПЛН-5-35, ПЛП-6-35 устанавливают сменные рабочие органы типа «Параплау» на стойки ПРН-31000.
Вспашка почвы
Вспашка почвы

Подготовка агрегатов к работе

Правильно подготовленный агрегат должен обеспечивать повышенную производительность при наименьшем расходе топлива, выполнять работы в соответствии с агротехническими требованиями.
Подготовка тракторов. Трактор должен быть исправным, развивать номинальную мощность при небольшом расходе топлива.
Навесное устройство тракторов налаживают по двухточечной схеме. При работе с плугами ПЛН-5-35 и ПЛП-6-35 (независимо от количества корпусов) заднее навесное устройство смещают вправо на 60 мм от оси для трактора T-150 и на 150 мм для Т-150К Оба раскоса механизма навески трактора крепят с внутренней стороны рычага подъема.
Навесное устройство тракторов ДТ-75 устанавливают по двухточечной схеме и смещают вправо на 80—100 мм от оси симметрии трактора.
При агрегатировании трактора К-701 с 8-корпусным плугом ПН-8-35 или 9-корпусным ПТК-9-35 длина центральной тяги навесного устройства должна быть равна 1200 мм, а вертикальных раскосов — 865 мм для первого плуга и 1080 мм для второго. Пальцы вертикальных раскосов для плуга ПН-8-35 устанавливают так, чтобы они проходили через верхние отверстия наружных и внутренних труб, а для плуга ПТК-9-35 — через нижние отверстия наружных и верхние отверстия внутренних труб.
Горизонтальные раскосы регулируют так, чтобы задние шарниры нижних тяг свободно перемещались в поперечной плоскости на 150—200 мм.
На тракторы T-150, Т-150К устанавливают присоединительный треугольник. Для навески на T-150 плуга ПЛП-6-35 присоединительный треугольник плуга смещают влево на 45, а у ПЛН-5-35 — на 35 мм.
При агрегатировании плугов ПЛП-6-35 и ПЛН-5-35 с колесным трактором их присоединительный треугольник смещают в крайнее левое положение по ходу трактора.
Подготовка плугов. Проверяют комплектность и исправность плуга. Плуги укомплектовывают корпусами одного типа, предплужниками, дисковым ножом, прицепом для борон или катков.
Лезвие лемехов наплавляют твердым сплавом, толщина режущей кромки лемеха должна быть не более 1 мм, ширина фаски — 5—7 мм, угол заточки 25—30°. Коробление лемехов выпученностью вверх (в сторону рабочей поверхности) по лезвию не более 4, по спинке — 2 мм.
Выступление отвалов над лемехом не допускается. Выступление лемеха над отвалом не должно превышать 2 мм, а полевого обреза отвала за пределы лемеха — не более 5 мм. Все головки болтов на корпусах, предплужниках, полевых досках должны быть заподлицо с плоскостями этих узлов. Зазор на стыке лемеха с отвалом нужно, чтобы не превышал 1 мм.
Режущая кромка дискового ножа должна быть гладкой; толщина режущей кромки — не более 0,5 мм, заточка лезвия — двухсторонняя под углом 30°, радиальное биение диска — не более 6 мм.
Предплужники на раме плуга устанавливают так, чтобы расстояние между носками лемехов предплужника и основного корпуса составляло 28—30, а глубина хода предплужника была 10—12 см. Полевой обрез предплужника должен совпадать с полевым обрезом корпуса или выступать на 10—15 мм в сторону необработанного поля.
При глубине пахоты 20, 22, 25 и 28 см стойку предплужника устанавливают соответственно на 1, 2, 3 и 4 отверстия, считая от верха.
Центр дискового ножа должен быть против носка последнего предплужника (у плуга ПЛП-6-35 против носка четвертого предплужника), а режущая кромка — на 20—30 мм ниже лемеха предплужника. Плоскость диска ножа смещают на 10—15 мм в сторону поля от полевого обреза предплужника. Ограничитель поворота ножа в горизонтальной плоскости устанавливают так, чтобы диск при встрече с препятствием мог отклоняться влево по ходу плуга.
Выставленный на регулировочной площадке плуг должен касаться носками лемеха поверхности площадки. Зазоры между носками отдельных корпусов (лемехов) допускаются не более 15 мм для плугов с количеством корпусов до пяти и не более 20 мм — с количеством корпусов до девяти. Лезвие лемеха (на прямом участке) должно быть параллельно поверхности площадки. Допускается возвышение заднего конца лемеха (пятки) у плугов с захватом корпуса 35 см не более, чем на 10 мм, а корпусов с захватом 40 см — до 12 мм. Отклонение носков лемехов от прямой, соединяющей носки первого и последнего корпусов, возможно до 5 мм.
Нижний обрез полевой доски устанавливают параллельно регулировочной площадке. Допустимое возвышение его заднего конца — не более 10—12 мм. Он должен находиться в одной плоскости с полевым обрезом лемеха. Отклонение в сторону поля допускается не более 5 мм.
Плуг ПЛН-5-35 агрегатируют с тракторами T-150 и Т-150К. Для установки плуга на заданную глубину обработки почвы пахотный агрегат устанавливают на регулировочной площадке. Под опорное колесо плуга подставляют брусок, толщина которого на 1,5—2 см меньше заданной глубины пахоты. Изменением длины верхней центральной тяги и раскосов выравнивают раму плуга так, чтобы лезвия лемехов были параллельны поверхности площадки, а их носки касались ее.
Вспашка почвы

Плуг ПЛП-6-35. В соответствии с условиями работы устанавливают на плуг необходимое количество корпусов. Для работы с пятью корпусами на брусе догружателя необходимо установить замыкающий палец, отсоединить гидроцилиндр, корпус и предплужник; передвинуть механизм заднего колеса, закрепить его и установить гидроцилиндр. Если устанавливают четыре корпуса, то плуг переоборудуют в навесной. Для этого жестко соединяют шток с брусом догружателя, снимают выносной гидроцилиндр, механизм заднего колеса, два корпуса и предплужник. Подвески плуга и догружателя (при изменении количества корпусов) от четвертого до шестого регулируют в соответствии с рисунком 1 и таблицей 7.
Вспашка почвы

Чтобы установить плуг с пятью и шестью корпусами на заданную глубину пахоты, задний корпус и заднее колесо плуга ставят в одной плоскости. Убрав опорную лапу рамы, поднимают плуг и подкладывают под металлическое опорное колесо брусок, толщина которого на 1,5—2 см меньше заданной глубины пахоты. Изменяя длину раскосов механизма навески, выравнивают раму в поперечном направлении. Регулировочный болт механизма заднего колеса устанавливают так, чтобы его головка слегка касалась упора.
ПН-8-35 и ПТК-9-35. Глубину обработки устанавливают регулировкой только механизма опорных (переднего и заднего) колес. Перекос рамы плуга устраняют, изменяя длину вертикальных раскосов механизма навески трактора. При этом, если правый раскос удлиняется, то левый на ту же величину укорачивается и наоборот.
Вспашка почвы

При обработке почвы по типу полупара и низкой влажности ее пахотные агрегаты комплектуют приспособлениями ПВР-2,3 (рис. 2) и ПВР-3,5 (рис. 3). Передний конец цепи приспособлений обязательно должен быть присоединен в центре плуга, а правая ветвь ее заднего конца длиннее левой на 300—400 мм.
Подготовка поля

До начала пахоты поле должно быть очищенным от растительных остатков и других инородных предметов.
Рациональное направление вспашки — поперек предыдущей обработки (вспашки), а на склонах — в направлении горизонталей.
Основной способ движения пахотных агрегатов — петлевой с чередованием загонов.
Размечают поля в соответствии с принятым способом движения пахотных агрегатов: петлевым всвал, вразвал, петлевым с чередованием загонок, загонно-фигурным конвертным.
Для эффективного использования пахотных агрегатов ширину загонов выбирают в зависимости от длины гона и ширины захвата пахотного агрегата (табл. 8).
Вспашка почвы
Вспашка почвы

Размеры центрального участка, при вспашке загонно-фигурным способом (рис. 4), определяют по формуле: 1 = L - (В-b), м, где L — длина поля, м; В — ширина поля, м; b — ширина центральной делянки, м; 1 — длина центральной делянки.
Оптимальное значение величины В находится в пределах 20—30 м и должно быть кратным выражению: b = n*Вр=20—30 м, где n — количество двойных проходов агрегата; Bp — рабочая ширина захвата плуга, м.
При вспашке поля загонным способом вначале отбивают поворотные полосы, а затем поле разбивают на загоны. Вешку первого загона устанавливают на расстоянии, равном половине принятой ширины загона от границы поля, а последующие — на расстоянии двойной ширины загона от первой вешки. Это уменьшает провешенные проходы в два раза.
Если применяют загонно-фигурный способ, то контрольные борозды не отбивают, а лишь размечают центральный участок, как было показано выше. При этом расстояние от границ центрального участка до границ поля со всех сторон должно быть одинаковым. Например, для поля с размерами 1000X500 м длина центрального участка будет 528 м и ширина (при использовании плуга ПЛН-5-35) — 28 м. В этом случае от границ поля отмечают по 236 м и на этом месте ставят вешку, от которой отмеряют 528 м и устанавливают следующую. Аналогично провешивают вторую часть поля.
Преимущество этого способа вспашки в том, что нет поворотных полос, почва меньше уплотняется.
При петлевом способе вспашки ширина поворотных полос агрегата с 4—5-корпусным плугом должна быть 10—16 м, с полунавесным (ПЛП-6-36) — 16—18, с 8—9-корпусным — 22—28 м.
Контрольные борозды и свальные гребни пашут одним агрегатом. Минимальная высота гребней, при небольших затратах времени на переналадку плуга, достигается формированием гребня за три прохода агрегата (рис. 5). Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на заданную глубину, для второго прохода так, чтобы все корпуса работали на полную глубину, трактор ведут по полосе, вспаханной при первом проходе, смещая плуг на один корпус в сторону невспаханного поля и частично засыпая борозду, открытую во время первого прохода. Третий проход выполняют при такой же установке плуга, засыпая первую борозду и образуя небольшой свальный гребень.
Вспашка почвы

Работа агрегата в загоне

При петлевом способе вначале пашут первый, за ним третий и далее — нечетные загоны всвал. Затем обрабатывают вразвал второй и далее четные загоны. При таком чередовании количество разъемных борозд наименьшее. На поле одновременно может работать столько агрегатов, сколько нечетных загонов.
Если предпочитают загонно-фигурный способ работы, то вначале распахивают центральный участок всвал (рис. 4), а при всех остальных — двигаясь вокруг центрального участка по часовой стрелке. Рабочие проходы делают со всех сторон, а холостые — на углах, в виде закрытой петли. На поле могут работать несколько пахотных агрегатов одновременно, если рабочие скорости их не отличаются.
Плуг включают в работу, когда предплужник первого корпуса подойдет к контрольной линии, а выключают, если последний корпус минует контрольную линию. Во время работы необходимо соблюдать прямолинейность движения агрегата, правильно вести его относительно борозды. Агрегаты с тракторами T-150/150К, К-701 рекомендуется водить так, чтобы правая гусеница шла на расстоянии 23 см, а правое колесо Т-150К — 28 см, К-701 — 25—30 см от края борозды.
На первом проходе, в 40—50 м от контрольной линии, проверяют и, если необходимо, регулируют плуг — глубину обработки всеми корпусами, горизонтальность рамы.
Равномерность глубины пахоты всеми корпусами навесного плуга регулируют изменением длины верхней тяги навески трактора.
Когда задний корпус полунавесного плуга заглубляется меньше, чем остальные, увеличивают длину бруса догружателя, если больше — уменьшают ее и выворачивают регулировочный болт механизма заднего колеса плуга.
Положение плуга определяют по направлению центральной тяги. Если она параллельна продольной оси трактора, то плуг отрегулирован правильно, ограничительные цепи при этом свободно опущены. Когда же во время работы плуг стремится сдвинуться влево (натянута левая ограничительная цепь), то ось подвеса в левом кронштейне смещают назад, а при разворачивании в сторону вспаханного поля — ее передвигают вперед.
Общую глубину пахоты навесных и полунавесных плугов регулируют изменением положения опорных колес относительно их рамы.
Если передний корпус прицепного плуга пашет мельче последнего — переставляют поперечину прицепа вверх на одно отверстие понизителей и наоборот. Поперечный перекос рамы устраняют винтовым механизмом бороздового колеса, а глубину обработки — винтовым механизмом полевого колеса.
Скорость агрегата выбирают такую, чтобы она была близка к нижнему рекомендуемому пределу. Это уменьшает расход топлива. При правильно выбранной передаче степень загрузки двигателя должна быть в пределах 85—90 %, а стрелка тахометра колебается около точки (черты), соответствующей номинальным оборотам двигателя.
Поворотные полосы пашут вразвал. Плуг устанавливают так, чтобы на первом проходе первый корпус работал на половину заданной глубины, а последний — на полную.
Разъемные борозды заделывают агрегатом с навесным плугом, который регулируют так, чтобы передний корпус пахал на заданную глубину или на 5—6 см глубже, а задний скользил по поверхности поля. Агрегат ведут около развальной борозды, чтобы первый корпус оборачивал вспаханный слой.
При работе с навесными и полунавесными плугами рычаг гидрораспределителя трактора устанавливают в положение «плавающее».
При работе пахотных агрегатов с приспособлениями ПВР кольчато-шпоровые диски устанавливают на верхние отверстия, если почва сухая и глыбистая, и на средние и нижние — если рыхлая.
Контроль и оценка качества вспашки

Качество вспашки оценивают по показателям, приведенным в таблице 9.
Вспашка почвы

При оценке качества вспашки, кроме показателей в таблице 9, учитывают наличие огрехов, прямолинейность борозд, заделку растительных остатков.
Степень заделки пожнивных остатков, прямолинейность. отсутствие огрехов определяют визуально, проходя участок по диагонали.