Счетчики
Яндекс.Метрика

Порядок предъявления претензий за расхождения в массе зерна и продукции

Расхождения в массе (по количеству мест) против товарнотранспортной накладной станции (пристани или порта, предприятия отправления) должны быть отражены:
- в сопроводительной накладной шофера или сопровождающего груз лица и материально ответственного лица, принявшего этот груз;
- на обороте накладной, заверенной штемпелем станции назначения и подписанной начальником станции (пристани, порта), или его заместителем, или по их поручению заведующим грузовым двором, недостачи в массе груза не должны превышать норм естественной убыли при железнодорожных и водных перевозках с учетом предельных норм расхождений показаний весов в процентах от массы нетто при получении груза;
- в коммерческом акте, составляемом станцией железной дороги назначения (пристанью, портом), в котором должны быть перечислены недостачи в массе груза, превышающие нормы естественной убыли при железнодорожных и водных перевозках и нормы расхождения в процентах от массы нетто, а также недостачи мест с продукцией, упакованной в мешки стандартной массы.
Коммерческий акт подписывают начальник станции (его заместитель), заведующий грузовым двором (заведующий пакгаузом, старший приемосдатчик) и приемосдатчик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в перевеске. Если при разгрузке вагонов и барж окажутся россыпи и сметки вследствие перевозки продукции в недоброкачественной таре, это должно быть указано в коммерческом акте. В этих случаях предприятию надлежит предъявить претензии на возмещение ущерба.
Недостачи в пределах норм естественной убыли при автомобильных, железнодорожных и водных перевозках списываются по распоряжению руководителя предприятия на основании: оформленных накладных при автомобильных перевозках; отметок на обороте железнодорожных или водных накладных или коммерческих актов. Претензии по недостачам, превышающим нормы естественной убыли, предъявляются виновной стороне в установленном порядке. Выявленные при поступлении в прямом железнодорожном и водном сообщении излишки грузов списываются предприятием отправления как перегруз. Излишки импортных зерна и продукции приходуются в установленном порядке предприятием-получателем.
Претензии за недостачи импортного зерна, прибывшего в неисправных вагонах или вагонах с неисправными пломбами припортовых станций железной дороги, удовлетворяются железными дорогами в порядке, установленном Уставом железных дорог и Правилами перевозки грузов.
Естественная убыль зерна, семян масличных культур и трав, а также продукции в таре при перевозках не должна превышать следующие предельно контрольные нормы (табл. 12.1).
Порядок предъявления претензий за расхождения в массе зерна и продукции

При перевозке отрубей, зерноотходов, комбикормов и жмыхов естественная убыль не должна превышать следующие нормы (табл. 12.2).
Порядок предъявления претензий за расхождения в массе зерна и продукции

Детализированный перечень условий, достаточных для предъявления претензий и исков к перевозчикам (управлениям железных дорог или пароходств) за недостачи зерна и продукции, а также случаев, когда претензии грузополучателями не предъявляются, приведен в Методических рекомендациях о порядке ведения учета и оформления операций с зерном и продуктами его переработки на предприятиях отрасли хлебопродуктов.
Размер недостачи, подлежащей взысканию с органов транспорта, определяется следующим образом:
- если на станции назначения будет обнаружена недостача, превышающая установленные МПС и Госарбитражем нормы расхождения в показаниях весов, то из выявленной недостачи следует исключить норму естественной убыли;
- если после исключения нормы естественной убыли останется недостача, не превышающая установленную норму расхождения весов, то такая недостача списывается как результат расхождения в показаниях весов;
- в противном случае расхождения в показаниях весов из недостачи исключаться не должны и вся недостача, превышающая норму естественной убыли, оформляется в установленном порядке актом, а стоимость недостачи взыскивается с органов транспорта.
Претензии к грузоотправителям за недостачи грузов предъявляются не позднее месячного срока со дня их получения. Лица, виновные в несвоевременном предъявлении претензий, привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Размер недостачи грузов, претензия на которую предъявляется грузоотправителю, определяется как разность между массой, установленной на станции отправления, и массой, установленной на станции назначения, за вычетом недостачи в пределах норм естественной убыли при перевозках.